Главная

Наши авторы

Наша галерея

Наши публикации

Фотошкола

Детские фотостудии

Галереи Москвы

Музеи Москвы

Фототовары

Фотолаборатории

Фотоклубы

Контакты

 

 

  Поиск слов в тексте

 

Поиск фотографий

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дизайн и программирование www.kasatik.ru

© 2006 г.

Каталог лучших сайтов

 

 

ß  Назад в фотошколу

 

Михаил Геллер

ФОТОСЪЕМКА В ПУТЕШЕСТВИИ.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ФОТОАППАРАТУРА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ,
и некоторые принципы их использования

2. ТЕМЫ И ЖАНРЫ

 

Каждый путешественник, даже если ему всего десять лет, вернувшись из дальней поездки, расставляет на заветной полке свои трофеи: всякие ракушки, засушенные цветы, обломки амфор и прочие сувениры. Все то, что потом, может быть через много лет, станет пусковой кнопкой для воспоминаний. Впрочем, на роль такой кнопки скорее подходят не материальные объекты, а упакованные для продолжительного хранения образы. Видов упаковки не так уж много. Проза, поэзия, живопись… А еще – фотография.

Конечно, все это просто способ присвоения: запомнить, написать, сфотографировать. Так или иначе, увезти с собой. Трудный способ. Как, например, упаковать отблески фонарей на воде венецианских каналов, горячий крымский ночной ветер, запах жареных сардин или взгляд матадора в глаза быка? Но и вполне безопасный: таможня не придерется.

Правда, собирать такую коллекцию надо уметь. Ведь ее экспонаты должны быть интересны не только участникам путешествия, но и совершенно посторонним людям – зрителям и читателям. Как этого добиться, объяснить очень трудно. Предположим, что человек попал в какой-нибудь интересный город. Можно условно выделить четыре способа съемки. Первый способ – фотографировать себя и своих спутников на фоне общеизвестных достопримечательностей. В лучшем случае получатся качественные карточки для семейного альбома, которые будут рассматривать только те, кто на них изображен. Второй способ – попытаться показать, как выглядит город. Снимать архитектуру, людей. Так можно получить в лучшем случае фотографии для путеводителя. Третий способ – попытаться выразить свои впечатления от города, связанные с ним ощущения. Это – задача более высокого плана и решаться она может людьми, которые уже владеют техникой фотографии, ее изобразительными средствами, и начинают потихоньку задумываться над тем, что же они хотят сказать своими снимками. При таком подходе можно, если повезет, получить кадры, скажем, для хорошего календаря. И, наконец, четвертый способ съемки – это когда человек, фотографируя город, снимает на самом деле себя. То есть, выражает свои чувства, изначально с городом не связанные, через его виды. И тогда он начинает замечать то, мимо чего проходят тысячи туристов с мыльницами. И догадывается, что надо снимать не виды города, а то трудноуловимое, что созвучно, что резонирует с внутренним состоянием, то, как город отражается в нем. Человек, которому грустно, снимет одно. Человек, которому весело, нечто совершенно другое. В некотором смысле любой хороший пейзаж является еще и автопортретом. При таком подходе можно получить вполне серьезное художественное произведение, интересное множеству самых разных людей. Как это делается на практике? Не знаю. А как пишутся стихи? Приведу, пожалуй, цитату из поэта Михаила Анчарова: «Произведение искусства отличается от факта на величину души автора». Есть ремесло, но есть и что-то еще, не вполне определимое.

Тогда давайте для начала поговорим о ремесле. О том, чем снимать, как, когда и о других подобных, вполне постижимых премудростях.


1. ФОТОАППАРАТУРА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ,

    и некоторые принципы их использования

 

Очевидно, что если фотограф хочет получать изображения, годные не только для семейного альбома, он должен обзавестись адекватным инструментом. В наибольшей степени задачам путешествующего фотографа отвечают зеркальные камеры с набором сменных объективов. К сожалению, их цена весьма велика, а компактные камеры адекватной заменой, увы, не являются. Здесь я опишу аппаратуру, наличие которой желательно, а вы будете корректировать мой список в соответствии со своими возможностями.

Камера

Существуют фирмы, камеры которых по определению являются одинаково хорошими. Это Canon, Nikon, Pentax, Olimpus, Konika-Minolta. Можно без опасений выбирать продукцию любой из них. Критерием выбора может быть удобство, эргономика, и даже внешний вид. Короче говоря, камера просто должна понравиться. Надо лишь понимать, что, останавливаясь на камере определенной фирмы, вы выбираете систему, с которой будете связаны в течение многих лет. Ведь все объективы, вспышки и прочие аксессуары совместимы только в рамках одного брэнда.

Каждая фирма выпускает камеры трех ценовых категорий: начального уровня, среднего уровня и профессиональные. Камеры начального уровня имеют базовый набор функций. Они предназначены для начинающих, поэтому многое делают автоматически, что при желании позволяет получать технически приемлемые изображения, не задумываясь о таких «мелочах», как выдержка и диафрагма. Средний уровень характеризуется тем, что помимо развитой автоматики, камера имеет ручные настройки, позволяющие фотографу полностью контролировать все съемочные параметры. Профессиональные камеры, помимо всего остального, имеют повышенную прочность, пыле- и влагозащищенность, а скорость их работы и ресурс значительно больше, чем у «младших» членов семейства. Цены на профессиональные модели и камеры начального уровня могут различаться в несколько раз. Поэтому переходить на новую, более сложную камеру надо только тогда, когда вы четко понимаете, чем именно вас уже лимитирует старая.

В последние несколько лет разгорелся ожесточенный спор между сторонниками цифровой и пленочной техники. Поклонники пленки утверждают, что «цифра» бездушна и суха и не позволяет получать подлинно художественные фотографии. Обладатели цифровых камер, в свою очередь ссылаются на большее удобство и оперативность «цифры», лучшее качество изображения и безграничные художественные возможности компьютерной обработки. Я думаю, что художественность фотографии не зависит от типа носителя изображения, равно как и от свойств фотоаппарата. Давно известно: снимает не камера, а фотограф. Вместе с тем, остановить технический прогресс невозможно и в течение ближайших лет пленка станет уделом немногих эстетов и любителей ретро. Впрочем, хорошие цифровые зеркалки пока еще раза в три дороже пленочных камер того же класса.

Рассмотрим основные положительные и отрицательные качества пленочной и цифровой техники в путешествии.

СВОЙСТВО

ПЛЕНКА

ЦИФРА

Подверженность действию рентгеновских систем в аэропортах

да

нет

Большой вес и объем носителя

да

нет

Боязнь влаги

больше

меньше

Боязнь пыли

меньше

больше

Запас кадров

меньше

больше

Себестоимость кадра

больше

меньше

Возможность оперативной оценки результата съемки

нет

да

Возможность оперативного изменения чувствительности носителя

нет

да

Возможность изменения баланса белого

нет

да

Необходимость дополнительных устройств хранения изображений

нет

да

Необходимость электропитания

да или нет

да

Стоимость аппаратуры

меньше

больше

Необходимость последующей оцифровки

да

нет

Удобство архивирования

меньше

больше

Сохранение информации о съемочных параметрах

нет

да

Вывод прост. Работать с цифровой техникой проще и удобней. Легче контролировать результаты съемки и корректировать ошибки, можно значительно увеличить объем отснятого материала без увеличения его цены и веса багажа. С другой стороны, цифровая техника пока дороже. Кроме того, она менее автономна, чем пленочная, поскольку требует источников электропитания. Это может стать большой проблемой при съемках в туристических походах в ненаселенной местности. Впрочем, уже сейчас имеются в продаже солнечные элементы, пригодные для зарядки аккумуляторов.

Объективы

Желательно иметь набор объективов с фокусными расстояниями от 17 до 300 мм. Это позволит снимать удаленные объекты (животных, птиц), портреты, пейзаж, уличный жанр и архитектуру – все то, что, собственно и снимают в путешествии.

Этот набор может состоять из трех зум-объективов:

1. Объектив 17-35 мм

2. Объектив 28-135 мм

3. Объектив 100-300 мм

Если цена трех объективов окажется чрезмерной, можно ограничиться одним – 28-135 мм. Он прекрасно подходит практически для всех видов уличной съемки, хорош при съемке портретов и пейзажей. Хорошо, если у такого объектива будет оптический стабилизатор изображения, позволяющий снимать с рук при длительных выдержках.

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием обладают большей светосилой и дают более качественное изображение, чем зумы. Однако разница в качестве изображения становится заметной только при наличии у фотографа определенных навыков. Поэтому, выбрав зум, начинающий экономит деньги, получает дополнительные удобства и ровно ничего не теряет.

Бленды

Очень полезные приспособления, исключающие попадание на переднюю линзу объектива прямых лучей света, что может привести к резкому снижению контраста снимка. Кроме того, они защищают линзу от случайного повреждения. В идеале нужно иметь бленду для каждого объектива и пользоваться ей во всех случаях.

Светофильтры

При съемке пейзажей на черно-белую пленку желательно иметь желтый и оранжевый светофильтры для притемнения неба и выделения облаков. Понятно, что с цветной пленкой они не используются. Для притемнения неба и воды, а также для борьбы с ненужными бликами и рефлексами применяются поляризационные светофильтры. В случаях, когда верхняя или нижняя часть кадра значительно ярче противоположной, используют оттененные фильтры, половина которых затемнена. Диффузионные фильтры позволяют получить смягченный рисунок изображения для придания ему романтического настроения. Наконец, для защиты передней линзы объектива могут применяться нейтральные УФ-светофильтры, которые, к тому же, препятствуют получению слишком темного неба при съемке в высоких горах.

Штативы

Штатив тем лучше, чем он устойчивее. А чем он устойчивее – тем тяжелее. Отсюда вытекает серьезная проблема, поскольку тяжесть снаряжения – одно из главных неудобств путешественника. Приходится выбирать между желанием получать резкие снимки при длительных выдержках и закрытых диафрагмах и нежеланием таскать тяжелый багаж. Как же быть?

Почти при всех случаях съемки в ночном городе можно обойтись без штатива. Городское освещение настолько интенсивно, что при ISO 400 и диафрагме 4, как правило, получается выдержка 1/8 - 1/15 сек. Это позволяет получать резкие снимки неподвижных объектов и слегка размытые силуэты людей, что придает снимку определенную динамику. В качестве опоры для уменьшения сотрясения камеры можно использовать деревья, стены домов, поручни лестниц, ограждения мостов и т.п. Хорошей альтернативой штативу может служить значительно более легкий монопод. Существуют всевозможные струбцины, с помощью которых камера может крепиться к деревьям и другим объектам. А если уж штатив совершенно необходим (ночные съемки на природе), можно для увеличения его веса и устойчивости подвешивать под треногой пакет с камнями или другими тяжелыми предметами. У многих моделей для этого имеется специальный крючок.

Фотовспышки

Как ни странно это звучит, для съемок на открытом воздухе при недостаточном освещении (например, ночью) вспышки применяются очень редко. Дело в том, что при использовании в качестве основного источника света они создают совершенно неестественный световой рисунок: объекты лишаются объема и дают грубые черные тени в виде контуров. Особенно это относится к встроенным вспышкам, которые, помимо всего прочего, вызывают «эффект красных глаз». Получить в таких условиях сколько-нибудь художественный снимок практически невозможно. Напротив, при ярком солнечном освещении и при контражуре применение вспышки бывает полезно, поскольку она создает заполняющий свет, исключающий появление глубоких теней.

Гораздо чаше, чем на открытом воздухе, внешняя вспышка применяется при съемке в темных помещениях (если это не запрещено, как, например, в музеях). При этом следует направлять головку вспышки не на объект, а в потолок или в стену для создания рассеянного освещения. В случае если цвет пололка и стен отличается от белого, нужно следить за правильностью цветового баланса. Использование в помещении встроенной вспышки для получения качественных снимков нецелесообразно.

Имеет смысл покупать вспышку той же фирмы, что и камера. Впрочем, существуют и третьи фирмы, производящие вспышки, совместимые с камерами основных производителей, например Sigma и Metz. Обычно источником питания являются батареи или аккумуляторы типоразмера АА. Аккумуляторы, конечно, предпочтительнее, но для их подзарядки необходимо иметь надежное зарядное устройство.

Приспособления для хранения отснятого материала

Для хранения пленки применяются различные мешочки или специальные контейнеры. Нужно помнить о том, что пленка боится влаги, высоких температур и рентгеновского облучения в аэропорту. Даже в хорошей упаковке ее нельзя оставлять там, где она может промокнуть или нагреться, например, на полочке под стеклом автомобиля. После прохождения контроля в аэропорту на пленке может появиться заметная цветная вуаль. Имеет смысл попробовать, если это возможно, договориться с контролерами о проведении ручного досмотра. В этом случае необходимо вынуть пленку из коробочек для ускорения процедуры. Впрочем, в настоящее время избежать «просвечивания» обычно не удается.

Современные цифровые носители (флэш-карты) позволяют хранить достаточно большое число снимков. Так, «флэшка» объемом 4 гб вмещает около тысячи фотографий профессиональной 8-мегапиксельной камеры. Этого хватает надолго. Впрочем, практическая бесплатность кадров изменяет отношение фотографа к съемке: он начинает снимать больше. Лет пятнадцать назад фотолюбители редко брали с собой в поход более десяти пленок. Таким образом, в их распоряжении было 360 кадров. Сейчас многие обладатели цифровой техники привозят из поездки несколько тысяч изображений, что превышает объем любой флэш-карты. Есть, как минимум, три выхода из положения.

1. Иметь с собой несколько флэшек. Не самый лучший вариант, учитывая их стоимость.

2. Сбрасывать отснятое за день в ноутбук. Это удобно, потому что места на ноутбуке много, к тому же, можно просматривать материал и вносить коррективы в съемку. Неудобно, поскольку ноутбук довольно много весит и требует электропитания. Да и цена его никак не меньше цены камеры.

3. Можно использовать портативный винчестер (электронный фотоальбом). Емкость его диска достигает 120 гб, а размеры позволяют носить его в кармане. Цена вполне приемлема, что делает такое устройство лучшим выбором.

Зарядные устройства

Поскольку вся современная фототехника питается от аккумуляторов, вам не обойтись без зарядных устройств. К сожалению, они не универсальны – почти для каждого прибора свой зарядник. В наилучшем положении оказываются те, чья техника в основном работает на пальчиковых аккумуляторах. В последнее время появились устройства, позволяющие заряжать их за пятнадцать минут. Впрочем, ваша камера почти наверняка будет использовать специальные фирменные аккумуляторы: их емкость, а, следовательно, и срок действия больше.

Приспособления для чистки аппаратуры

Для борьбы с пылью используют специальные мягкие салфетки и пластиковые груши, с помощью которых можно сдувать пыль с линз объективов, с поверхностей камеры и даже с матрицы. Впрочем, матрицу, не имея достаточного опыта, самостоятельно чистить не следует. Лучше обратиться в сервисный центр. Для удаления загрязнений с передней линзы можно пользоваться специальными чистящими карандашами. А вот использование для этой цели всевозможных химических растворителей, в частности, спирта категорически запрещено: можно непоправимо испортить объектив.

Кофры

Для хранения и переноски всего перечисленного выше необходима надежная сумка, которая называется кофр. Кофр должен быть достаточно вместительным, влагонепроницаемым и прочным и в то же время легким. Пожалуй, наиболее удобными и пригодными для использования в путешествии являются кофры фирм Lowepro и Domke. Они имеют внутренние перегородки на «липучке», расположение которых можно изменять по своему усмотрению. Таким образом, все аппараты и приспособления фиксируются в кофре на своих постоянных местах и защищены от повреждения. Кофр имеет удобный ремень, позволяющий долго носить его на плече. В сложных походах лучше использовать не кофры, а фоторюкзаки, которые можно носить на спине. Наконец, существует система футляров для объективов и другой техники, которые подвешиваются на специальном широком поясном ремне. Такая система удобна при уличной репортажной съемке.

 

2. ТЕМЫ И ЖАНРЫ

И все-таки… Что же именно надо снимать в путешествии? Самый простой вариант – снимать все подряд. К сожалению, чаще всего он является наименее продуктивным, потому что в отснятом материале оказывается множество второстепенных деталей и не оказывается Главного, того, что характеризует место посещения или самого путешественника. Поэтому, прежде всего надо сформулировать для себя тему съемки. Но чтобы тема оказалась выбранной правильно, к путешествию необходимо готовиться. Нужно еще дома прочитать доступную литературу, полазить по Интернету, изучить карты, историю страны и обычаи местных жителей. Полезно посмотреть фотоальбомы и даже открытки, хотя бы для того, чтобы знать, что и как обычно снимают в этом месте. Чтобы потом снимать что-то свое. Конечно, можно ничего такого не делать и снимать «по первому впечатлению». Но для этого нужен некоторый опыт и первая попытка, скорее всего, окажется неудачной. Впрочем, свежее первое впечатление – очень важная составляющая хорошей работы фотографа. Я думаю, что при первом посещении какой-либо страны вовсе не обязательно знакомиться со всеми достопримечательностями и посещать все музеи. Важнее составить общее представление о ее духе и стиле жизни. Чтобы увезти с собой самое важное – Ощущение.

Формулирование темы предполагает постановку вопроса с последующим ответом на него. Скажем, «Венеция» - это не тема. «Венеция – город на воде» - уже почти тема, хотя и банальная. А вот «Венеция – город, где нет ни одного колеса» - вполне тема. Потому что сразу начинаешь искать примеры того, как можно в городе жить без колес, ведь тему нужно раскрыть. И находишь много интересного. Таких тем может быть много. Из них и сложится потом ваш мемуар.

Фотограф должен быть эмоционально подготовлен к встрече с объектом съемки. Для того чтобы снять в городе что-то действительно важное, надо войти с ним в определенный резонанс. Пока вы ходите по улицам, в голове крутятся какие-то мелодии, обрывки стихов. И когда вы видите что-то, что резонирует с этим бубнением в голове, тогда и рождается кадр. Интересную вещь сказал кто-то из поэтов: стихи возникают в голове «по шуму». Сначала появляется некий неясный шум, из которого постепенно всплывают слова, предложения, а потом и весь стих. Между стихами и фотографией очень много общего – картинка также складывается в воображении постепенно. Из общего представления возникают композиционные соображения. Потом начинаешь подыскивать предметы, которые этим соображениям отвечают. В принципе, кадр можно придумать заранее, а потом пойти в нужное место и снять. Это вовсе не значит, что нельзя снимать «навскидку». Но, повторяю, для этого нужен некоторый опыт.

Пейзаж. Городской пейзаж.

Пейзаж отличается от вида местности наличием состояния – природы или автора. Помимо выверенной композиции, нужен особый, необычный свет, объем, соотношение тонов и цветов. Поэтому совершенно недостаточно, найдя удачную точку съемки, запечатлеть понравившийся вид в произвольный момент времени. Приходится дожидаться правильного освещения, соответствующей погоды и других подходящих условий. Для этого нужно иметь много времени или везения. Если все-таки не повезло, и вы оказываетесь в красивом месте, например, при ярком, пустом, невыразительном небе и плоском полуденном освещении, стоит это место запомнить и вернуться снова в более подходящий момент. Когда имеющиеся условия не позволяют получить хороший кадр, лучше не снимать совсем. Иначе вам придется объяснять критикам, что ваша картинка непременно была бы красивой, если бы… Вообще, немного утрируя, можно сказать, что снимать пейзаж стоит только тогда, когда вы стали бы его рисовать, зная, что процесс займет недели две.

При съемке городского пейзажа фотографу помогает уличное освещение – фонари, окна, витрины. Они становятся активными элементами композиции, с их помощью легко передается настроение. Надо заметить, что и городские пейзажи и ландшафты хорошо снимать в так называемое режимное время – утром и вечером, когда небо не такое яркое, как днем, но еще подсвечивает наземные объекты. Архитектурная съемка требует особенно тщательного выбора правильного освещения. Во избежание получения плоских картинок, лишенных объема, оно не должно быть фронтальным. Больше подходит боковой и заднебоковой свет, придающий зданиям объем и проявляющий фактуру стен. Особенно интересно снимать в городе ночью. Вспышкой при этом пользоваться не стоит – она, как уже говорилось, дает плоский и неестественный свет. Уличного освещения, как правило, вполне достаточно для того, чтобы снимать с рук или с опорой на окружающие предметы. Свет фонарей обычно «теплый», поэтому в цифровых камерах нужно выставлять цветовую температуру 2800 к. или режим съемки с лампами накаливания. При использовании дневных пленок будут преобладать красный и желтый цвета, которые, в принципе, неплохо передают ощущения человека, идущего по ночной улице. После небольшой цветокоррекции с помощью Фотошопа цвет станет еще более естественным. Конечно, контраст между горящими окнами и неосвещенными мостовыми слишком высок и не может быть правильно передан ни пленкой, ни матрицей. Поэтому нужно выбирать сцены, освещенные как можно более равномерно. В городские пейзажи можно включать людей. Они создадут дополнительные смысловые и композиционные акценты.

Жанр и репортаж

Жанровая фотография изображает сцены и образы повседневной жизни. Как правило, в ней должна прочитываться та или иная история, должен быть сюжет. Для фотографа, занимающегося жанровой фотографией, важно не только уметь видеть. Фотограф должен уметь мгновенно понимать, что именно он видит. В том немыслимом паззле, в который складывается жизнь в каждый момент, нужно успеть прочитать сюжет, разглядеть ядро ситуации, являющееся большим, чем простая сумма объектов – там, где большинство людей пройдет мимо. Отсюда следует, что нужно обязательно придумывать названия фотографий, особенно на стадии обучения. Хорошо, если название работы складывается в голове автора еще до нажатия на кнопку. Конечно, неудачный снимок название не вытянет. Зато воздействие удачного может усилить. А если автор не в состоянии дать название своему снимку, это значит, что он сам не понимает, что и зачем снял.

Фотограф, во время путешествия снимающий людей на улице или туристов у костра, скорее всего, занимается жанровой фотографией. Есть и еще один ее вид, который сводится к интуитивному выхватыванию из текущей мимо вас уличной жизни неких решающих моментов и знаков. Попробуйте, например, поймать взгляд обогнавшей вас и внезапно обернувшейся девушки и вы поймете, о чем идет речь.

Фоторепортаж это фотографический отчет о событии. Из репортерской фотографии должно быть ясно, что, где и когда произошло. Однако хороший репортаж не является сухой констатацией факта. Он должен содержать обобщение, метафору, образ. Это очень трудная задача. Решение ее требует не только высокого технического мастерства, но и немалого культурного багажа. Настоящий репортаж в путешествии снимают редко. Разве что, когда речь идет о карнавалах, празднествах, демонстрациях и других подобных мероприятиях.

И фоторепортаж, и жанр снимаются репортажным методом. Это значит, что фотограф не вмешивается в происходящие события, а является их наблюдателем. В идеале он ведет себя так, что участники сцены его не замечают. Для этого существуют два метода: съемка скрытой камерой и съемка привычной камерой.

Скрытой камерой фотограф снимает с большого расстояния, используя телеобъектив. Получается фотография, сделанная как бы со стороны. Как правило, в ней отсутствуют разделение планов, перспектива и объем. Иначе организуется съемка привычной камерой. Фотограф долго находится среди снимаемых людей с камерой в руках и через определенное время они просто перестают обращать на него внимание. Съемка ведется непосредственно из гущи события. Применяются чаще широкоугольные объективы. В снимках четко выделяются объекты переднего и заднего планов, сюжеты динамичны, зритель чувствует себя вовлеченным в действие.

Не всем людям нравится, когда их снимают на улице. Учитывая возможность агрессии, полезно рассмотреть вопрос, что опаснее – снимать издалека телевиком или в упор широкоугольником? Как ни странно, съемка в упор безопаснее. Обнаружив фотографа, снимающего телеобъективом из укрытия, его немедленно начинают подозревать в нехороших намерениях: а вдруг он шпион, частный детектив, скандальный репортер или и вовсе хочет похитить вашу любимую собачку? Последствия таких подозрений вполне предсказуемы. Другое дело – человек с широкоугольником, который с радостной улыбкой тычет свой фотоаппарат чуть ли не в лицо прохожим. Вас скорее примут за простака-туриста (каковым, собственно, вы и являетесь), чем за злоумышленника. В самом худшем случае вас вежливо попросят больше не снимать. Еще раз улыбнитесь и идите дальше. Вот чего точно не стоит делать в любой стране – это снимать представителей власти или секретные объекты. Можно очень быстро оказаться в участке. Как узнать, какой объект является секретным, а какой нет? Очень просто. Как только вы подойдете к объекту, который лучше не снимать, вам об этом сразу скажут.

Когда вы видите что-то интересное, первый кадр нужно снимать сразу, навскидку и без особых раздумий. После того, как «программа-минимум» выполнена, можно подумать о том, как улучшить снимок – подыскать более удобную точку съемки, дождаться более интересного момента, разобраться с фоном. Одной из характерных ошибок начинающего фотографа является неаккуратное наложение главного объекта на фон. В результате он сливается с фоном, и кадр перестает читаться. В лучшем случае в местах таких наложений возникает «каша», нарушающая композиционную стройность снимка. Чем опытнее фотограф, тем большее число объектов он может держать во внимании одновременно. Нужно не только смотреть за перемещениями главного персонажа, но и отслеживать события, происходящие у него за спиной. Только тогда, когда все действующие лица и предметы расположатся на картинной плоскости наилучшим образом, можно нажимать на кнопку.

Полезным дополнением к жанровым фотографиям будут портреты местных жителей, снятые репортажным способом. Интересно попробовать показать, чем встреченные вами люди отличаются от вас и ваших спутников. Или наоборот, какие у вас есть общие черты. Съемка же спутников на фоне достопримечательностей с максимальной вероятностью сделает фотографа обладателем скучных снимков типа «здесь был Вася».

Макросъемка, съемка животных

В рамках данной книги нет смысла подробно говорить об этих весьма специфических видах фотографии. Они описаны в специальных руководствах. Заметим лишь, что для макросъемки необходимы дополнительные приспособления, такие как макрообъективы, удлинительные кольца, плюсовые насадочные линзы, кольцевые вспышки и т.п.

Часто начинающий фотограф привозит из поездок множество совершенно одинаковых фотографий цветов, жучков, кошечек и пёсиков. При этом точно такие цветы и очень похожие собачки растут и бегают в десяти метрах от его собственного подъезда. Почему именно на них автор решил остановить внимание зрителей непонятно. Ведь киску видели все. Снять же ее так, чтобы кадр не был банальным, очень трудно. Нужно знать повадки кошек и иметь много времени для наблюдения. Еще труднее, хотя и намного интереснее, снимать диких животных в природе. Для этого необходимы навыки охотника и соответствующее оборудование, в частности хороший телеобъектив.

Систематизация материала и фотоотчет о путешествии

По возвращении из путешествия фотограф сталкивается с необходимостью разбора и систематизации отснятого материала. При этом работа с пленкой и «цифрой» происходит по-разному.

Экспонированную пленку следует проявить как можно быстрее, потому что качество изображения при хранении пленки ухудшается. Не стоит сдавать пленку в первую попавшуюся лабораторию: ее могут непоправимо испортить, не неся за это практически никакой ответственности. Методом проб и ошибок нужно найти хорошую лабораторию и потом работать с ней постоянно. Сразу после проявки пленку разрезают на полоски по 4-6 кадров и хранят в специальных прозрачных сливерах, которые позволяют рассматривать негативы, не пачкая и не повреждая их. Хранить пленку в рулонах ни в коем случае нельзя, так как она деформируется и царапается. Сливера сортируют по темам и хранят в альбомах. При сортировке негативы внимательно просматривают на светостоле с помощью лупы. Удачные кадры помечают знаком на сливере или вырезом перфорации. Затем с них печатают контрольки 10*15 см. Наконец, избранные фотографии печатают большим форматом. Начинающему фотографу бывает трудно понять по негативу, что у него на самом деле получилось. Этому надо довольно долго учиться. Чтобы облегчить выбор удачных кадров, можно отсканировать негативы и рассматривать материал на мониторе. При этом если место на диске ограничено, лучше делать сканирование с низким (72 dpi, 700 точек по длинной стороне) разрешением. Получатся «превьюшки», которые легко изучать и систематизировать. Каждая «превьюшка» должна быть снабжена комментарием, позволяющим быстро найти кадр в пленочном архиве. Избранные кадры можно потом отсканировать с высоким разрешением или напечатать в большом формате с пленки. Если же места на диске много, можно сразу сканировать все фотографии, кроме явно бракованных, с высоким разрешением (профессионалы называют такие сканы хайрезами от английского high resolution).

Слайды отбирать легче. Их также просматривают на светостоле. Наиболее удачные вставляют в рамки, а остальные хранят в сливерах.

Значительно проще разобраться с цифровым материалом. Вот как выглядят этапы этой работы.

1. Копирование файлов с мобильного устройства хранения (ноутбук, портативный винчестер, флэш-карта) на настольный компьютер. Освобождение памяти мобильных устройств.

2. Создание на настольном компьютере тематических директорий для архивирования и директории «Избранное».

3. Просмотр фотографий с помощью специальных программ (например, ASDSee). Удаление явного брака. Перенос оставшихся файлов в тематические директории.

4. Повторный просмотр и копирование наиболее удачных фотографий в директорию «Избранное». При этом исходные файлы должны остаться в тематических папках. Эти папки необходимо сохранять хотя бы потому, что критерии отбора лучших снимков могут со временем меняться.

5. Обработка фотографий из директории «Избранное» в Фотошопе с сохранением всех интересных вариантов в виде файлов с дополнительными индексами. Исходные снимки в тематических папках обрабатывать не следует. Можно работать только с копиями. По мере овладения Фотошопом ваш подход к обработке будет меняться, и не исключено, что вам захочется еще раз вернуться к старым картинкам.

6. Подготовка отдельных работ для публикации в Интернете.

7. Печать выставочных фотографий с избранных хайрезов. Оформление выставочных фотографий.

От того, насколько правильно вы сформируете тематические директории, будет зависеть быстрота и удобство поиска нужных фотографий. Здесь возможны разные подходы: классификация по географическим объектам, достопримечательностям, датам съемки, темам.

После того, как пленки проявлены, файлы обработаны, архивы укомплектованы, а фотографии напечатаны, неизбежно встает вопрос: а что дальше? Как донести все это до зрителя?

Самое простое – вклеить фотографии в альбом, снабдить их подписями или даже небольшими пояснительными текстами, а потом показывать знакомым. Есть и более интересные, хотя и более трудные способы.

Наиболее распространенный из них – выставка. Впрочем, участие в выставке – награда для фотографа, признание того, что он достиг определенного уровня. К тому же, подготовка выставочных работ и аренда зала требуют немалых денежных затрат. Гораздо проще «вывешивать» работы в Интернете. Для этого существуют десятки фотосайтов, таких, как например www.photosight.ru или www.photoline.ru. После регистрации любой желающий может выставлять на сайте свои фотографии, получать письменные отзывы десятков и сотен зрителей и комментировать чужие работы, участвовать в виртуальных фотоконкурсах и учиться в виртуальных фотошколах.

Еще один способ демонстрации своих работ – слайдпоказ. Под слайдами мы будем понимать любые изображения (собственно слайды на обратимой пленке или цифровые фотографии), демонстрирующиеся на экране для просмотра большим числом людей. Слайды обычно располагаются в хронологическом порядке или группируются по достопримечательностям в соответствии с идеей показа. Автор сопровождает демонстрацию устным рассказом о путешествии и отвечает на вопросы зрителей. Возможно использование фоновой музыки.

Пожалуй, наиболее интересным и творческим способом показа слайдов является слайдфильм. Слайдфильм – это ритмически организованная последовательность изображений, объединенных общей идеей, сопровождающаяся при показе фонограммой, адекватной смыслу видеоряда. Компоновка слайдов в фильме подчинена единому замыслу и имеет целью раскрытие определенной темы. При этом рассказ о конкретном путешествии – самая простая задача из тех, которые могут быть решены с помощью слайдфильма. Ведь помимо сугубо документальной работы можно создать лирический этюд о месте посещения и людях, которые там живут, наконец, можно рассказать о своих чувствах или попытаться дать ответ на тот или иной вопрос. То есть, при определенных условиях слайдфильм может стать самостоятельным художественным произведением. При желании можно даже снять игровой слайдфильм с участием актеров.

Слайдфильмы демонстрируются с помощью двух слайдпроекторов, направленных соосно на один экран и соединенных коммутирующим устройством, которое позволяет плавно менять яркость любого из них и автоматически производить смену слайдов. Нечетные слайды находятся в кассете первого проектора, четные – второго. Смена слайдов производится путем так называемого «наплыва», когда яркость одного проектора плавно уменьшается по мере нарастания яркости второго. Получается красивый эффект: первая картинка как бы растворяется во второй, которая из первой «прорастает». При проецировании на экран обеих картинок одновременно возникает коллаж. Понятно, что для этого нужно подбирать соответствующие пары слайдов. С помощью наплыва можно имитировать движение или создавать самые разнообразные эффекты: замену цвета, исчезновение и появление объектов, титры и многое другое. Монтаж слайдфильма напоминает монтаж обычного кино. Сменяющие друг друга слайды, например, не должны сильно отличаться по тону и цвету. Есть и особенности: нужно избегать чередования вертикальных и горизонтальных кадров. Весь фильм или хотя бы каждая его часть должны состоять из кадров одного формата. Естественно, перед монтажом нужно написать или хотя бы четко представлять себе сценарий. Монтируемые слайды раскладывают на светостоле, после чего подбирают их последовательность, планируя возможные эффекты смены, коллажи, соответствия цветов и тонов. Затем их распределяют по кассетам и просматривают на экране, проверяя взаимные наложения каждой пары и внося необходимые изменения.

Фонограмма должна дополнять видеоряд и усиливать его воздействие на зрителя, создавая совместно с фотографиями некое новое качество. Примерно так при соединении стихов и музыки получается песня, являющаяся чем-то большим, чем простая сумма компонентов. Помимо всего прочего, фонограмма служит ритмической основой слайдфильма, поскольку смена слайдов производится не в произвольные моменты, а тогда, когда это диктуется музыкой. Умение «попадать в музыку» и чувство ритма, свойственные хорошим танцорам, необходимы и автору слайдфильма.
Продолжительность слайдфильма составляет от 2-3 до 10 минут. Число слайдов, необходимых для десятиминутной работы – 100-150.

У традиционного пленочного слайдфильма есть серьезный недостаток. Показать его может только автор, поскольку сама демонстрация - точное соблюдение ритма смены кадров и работа с музыкой – такой же творческий акт, как создание замысла, фотосъемка и монтаж.

В последние годы эта проблема получила решение с помощью компьютерных технологий. С появлением мультимедийных проекторов появилась возможность демонстрировать на большом экране цифровые изображения. Монтаж слайдфильма может быть выполнен с помощью программ для подготовки презентаций или видеомонтажа. Эти программы имеют огромный набор эффектов смены кадров и позволяют привязать конкретные смены к строго определенным моментам фонограммы. Монтируемые кадры могут быть трансформированы в Фотошопе для большего взаимного соответствия. После завершения работы над фильмом получается файл с расширением .exe, который можно записать на любой носитель и продемонстрировать с помощью любого компьютера. У компьютерного фильма есть и еще одно преимущество. Для его создания можно использовать не только слайды на обратимой пленке, но и сканированные негативы, не говоря уже о «традиционных» цифровых фотографиях.

 

Наверх

  ß  Назад в фотошколу