Главная

Наши авторы

Наша галерея

Наши публикации

Фотошкола

Детские фотостудии

Галереи Москвы

Музеи Москвы

Фототовары

Фотолаборатории

Фотоклубы

Контакты

 

 

  Поиск слов в тексте

 

Поиск фотографий

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дизайн и программирование www.kasatik.ru

© 2006 г.

Каталог лучших сайтов

 

 

ß  Назад в фотошколу

 

Светлана Пожарская

Критерии оценки отдельного фотоснимка, методология определения творческой направленности молодого фотохудожника

 

 

Существуют ли объективные критерии оценки фотографических работ? Есть ли общие принципы, которые характеризуют хорошую фотографию и являются «художественной гарантией» ее качества? Какие главные качества присущи таким работам?

Методология оценки фотоснимка

1. Творческая идея (что хотел сказать или показать автор).

2. Форма выражения этой идеи (изобразительные средства воплощения). Композиция кадра: геометрия построения, освещение (светотональный или колористический), оптика и т.д.

Критерии оценки фотоснимка:

Прежде всего - это техническая грамотность, т.е. правильный выбор параметров съемки, проявки, печати. Техническое совершенство необходимо в любой работе, но в художественной фотографии пренебрежение этим условием не позволит автору выразить полноценно свой замысел или содержание работы.  µ

Второй критерий - оригинальность. Фактор оригинальности - важнейший в создании любого, в том числе и фотографического произведения. Оригинальность - это способность фотографа увидеть новое, необычное в обычном. Она может выражаться, как в форме, так и в содержании фотоснимка.  µ

Третий критерий хорошего снимка - общественная значимость. Он означает, что содержание (идея, тема) снимка обладает художественной и культурной ценностью, т.е. интересен не только одному его создателю или его родным и знакомым, но и относительному большинству чужих людей. Это качество проявляется в художественной обобщенности изображения, т.е. в способности автора, беря за основу конкретный, частный изобразительный материал, показать “типическое”, характерное для многих таких же объектов или ситуаций.

Четвертым и наиважнейшим критерием фотошедевра является его образность. Это способность автора выразить абстрактную идею в конкретной материальной форме. Более подробно об этом мы поговорим в следующей главе “Рождение образа”, а здесь лишь отметим, что образность может присутствовать как в художественных фотографиях, так и в документальных, репортажных снимках.  µ

Пятый критерий. Нельзя не сказать еще об одном, довольно небесспорном, критерии хорошего снимка, который близок к образности, но точнее его трудно определить, ибо лежит он в области бессознательного. Там, куда мы не столь уж часто заглядываем, и где большей частью царствуют парапсихологи и экстрасенсы. Поэтому возможно, что сказанное ниже, вызовет лишь снисходительную улыбку на лицах материалистов.

Тем ни менее, стоя на выставке перед иной картиной или фотографией, порой ощущаешь, пусть неосознанно, а на уровне какого-то “седьмого” чувства, внутреннюю близость к тому, что изображено. От этих работ исходят невидимые “флюиды”, как сейчас говорят, биополя, которые настроены в унисон с твоим собственным чувственным и эмоциональным миром. Но, что самое удивительное; это происходит (хотя и в меньшей степени) не только с оригиналами, но и с репродукциями данных картин и фотографий, когда видишь их в альбомах или в каталогах художественных выставок. Разгадка, научное объяснение этого феномена - дело будущего. Бесспорно одно: это иррациональное свойство проявления души и духа человека, назовем его условно «аурность» - имеет место. Присутствие ауры в картине или в фотографии благотворно ощущается подготовленным и чутким зрителем. Поэтому аурность может быть своеобразным, пусть и очень субъективным, еще одним критерием оценки фотографии.  µ

Критерии оценки творчества отдельного автора.

Проходит время - отснятых фотографий становится все больше и больше, и тогда перед юным фотолюбителем встает вопрос, как из этого огромного количества “руды” выбрать самое лучшее? Термин “отбор” - частый гость в лексиконе фотографов. Действительно, на первых порах, бывает трудно определиться в собственных фотографиях. Поэтому возникает необходимость вынести свои работы на суд других. Когда работы показываются разным людям, (а чем выше авторитет критиков, тем лучше), и если при этом они отбирают в основном одни и те же работы, это может являться одним из критериев оценки. Конечно, о вкусах не спорят, субъективность во мнениях всегда присутствует, но, все же закон “больших чисел” действует и здесь. Попробуйте отобрать лучшие фотографии и определиться в творческой ориентации автора, используя вот такую схему или, вернее, алгоритм отбора, по которому действую я, решая эту далеко не простую кураторскую задачу.

Алгоритм отбора:

1-ый этап: Начинаю с того, что раскладываю все фотографии по жанрам.

2 этап: В каждом жанре выбираю лучшие, на мой взгляд, работы.

3 этап: Теперь анализирую полученный результат и вижу, к примеру, что в жанре “портрет” хороших снимков больше всего. О чем это говорит? Скорее всего, о том, что эта жанр наиболее близок автору. С другой стороны, в творчестве «количество» не всегда переходит в «качество». Порой, один натюрморт может “перевесить” десяток портретов.

4 этап: Затем вновь раскладываю работы и (уже не обращая внимания на жанровую принадлежность) оставляю только лучшие, на мой взгляд, снимки.

5 этап: Вновь анализирую результат отбора: вижу, что больше всего лучших фотографий осталось в жанре «портрет». А это уже позволяет судить о творческой ориентации автора.

Но не торопитесь давать “добрые” советы типа - “снимай только портреты, - они у тебя лучше всего получаются!”. Выход на свою тему - процесс очень сложный, а порой, и просто мучительный. Иногда проходят годы и годы, прежде чем фотограф определится. Более того, зачастую, как и у живописцев, одна тема сменяется другой. Особенно это характерно для начинающих фотолюбителей.

Вывод: Главное, чтобы в использовании технических и изобразительных средств фотографии каждый автор всякий раз исходил из мысли и содержания, которые нуждаются в определенных средствах для их воплощения. Единство формы и содержания – один из незыблемых законов всякого творчества. Особенно это актуально в эпоху безграничного расширения выразительных средств. Оно же, это единство, является наиболее верным критерием для суждения и оценки творчества фотографа.

Литература.

Ю.Б.Борев «Эстетика», Смоленск, изд-во «Русич», 1997

Л.С.Выгодский, изд-во «Искусство», Москва, 1968

Ю.Екельчик «Изобразительное мастерство в фотографии», Госкиноиздат, Москва 1951

С.Г.Пожарская «Фотомастер», изд-во «Пента, Москва, 2001

Е.В. Шорохов «Композиция», изд-во «Просвещение», Москва, 1986

 

Наверх

  ß  Назад в фотошколу