Главная

Наши авторы

Наша галерея

Наши публикации

Фотошкола

Детские фотостудии

Галереи Москвы

Музеи Москвы

Фототовары

Фотолаборатории

Фотоклубы

Контакты

 

 

  Поиск слов в тексте

 

Поиск фотографий

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дизайн и программирование www.kasatik.ru

© 2006 г.

Каталог лучших сайтов

 

 

ß  Назад в фотошколу

 

Светлана Пожарская

Основные жанры в фотографии

 

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1. Живые вещи (Натюрморт)

Урок 2. Снимаем портрет

Урок 3. Пейзажная съемка

Урок 4. Жанровая съемка

 

 

Жанр - это исторически сложившееся внутреннее деление художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Фотография - один из самых молодых видов искусства - официальный год ее рождения – 1839. Она взяла на вооружение систему жанрового деления из живописи. Это произошло не случайно.
Во-первых, фотография относится к изобразительным видам искусства, а во-вторых, на первом этапе своего развития она стремилась подражать живописи. Впрочем, и сегодня фотография использует те же композиционные правила и законы, те же художественно-выразительные средства, какими уже на протяжении веков оперирует живопись. К основным жанрам фотографического творчества можно отнести натюрморт, портрет и пейзаж. Это деление традиционно включается и в конкурсные фотономинации.
Но у фотографии есть и свои жанровые категории, например, событийный репортаж, жанровая съемка, которую фотографы на своем внутрицеховом сленге называют просто «жанр». Конечно, это не совсем правильно, ибо получается некая тавтология: жанр – жанр, и с точки зрения искусствоведов так говорить нельзя. Но, пока критики и теоретики фотоискусства не придумали нового названия, фотолюбители по-прежнему называют так это направление в фотографии.
Каждый жанр имеет свои специфические особенности. Каковы же они? На примере работ лауреатов и участников итоговой выставки «От созерцания к творчеству» попробуем в этом разобраться, и в форме конспективных уроков выделим главные их составляющие.

 

 

Урок 1. Живые вещи (Натюрморт



           Ирина Басина, 13 лет
           "Фантазия"

Натюрморт - это жанр изобразительного искусства, в котором показывают неодушевленные предметы – цветы, фрукты, посуду, предметы быта. Только в фотографии их не рисуют или пишут красками, а фотографируют на плёнку и
печатают на фотобумаге.

В переводе с французского языка слово «натюрморт» означает «мертвая природа». А вот голландцы и англичане называют этот жанр изобразительного искусства – «тихая жизнь» вещей. И, правда, вещи могут нам рассказать как о самих себе, так и о времени и людях, которым они принадлежат.
Через натюрморт можно выразить чувства и настроение человека. Он бывает грустным и смешным, юмористическим и драматическим, лирическим и веселым. А еще с помощью натюрморта можно раскрыть темы: «мой дом», «одиночество», «печаль», «праздник», «времена года» и еще много других.

µСовет.  Как снимать натюрморт?

Начинать снимать натюрморт лучше всего с упражнений и этюдов, которые помогут овладеть техникой передачи формы и фактуры различных предметов.

Форма – это внешние очертания предмета.

Фактура - это характер поверхности предмета (гладкая, шершавая, матовая, глянцевая и др.), а также качество материала, из которого сделан предмет (стекло, металл, ткань, камень, железо, дерево и др.)

Давайте попробуем сфотографировать обыкновенный стакан с водой.
Чтобы изображение получилось интересным и фотографически грамотным, необходимо решить три задачи:

1. Расположить предмет в кадре
2. Выбрать освещение
3. Найти точку съемки

Поговорим об этом подробнее.
1. Расположение предмета в кадре - очень важный момент при съемке натюрморта. От того, в каком месте кадра находится предмет, зависит и его восприятие на снимке. Наиболее скучным и малоинтересным выглядит изображение, в котором главный предмет расположен в центре кадра. Лучше сместить его вправо или влево, вверх или вниз от центра.

2. Для того чтобы передать фактуру стеклянного стакана (или любого другого прозрачного предмета), лучше осветить его сбоку или сзади. Боковое и контровое направление света для этого наиболее подходящее.

   

Волкова Светлана, 14 лет, "Сахар"

3. При съемке натюрморта очень важно выбрать точку съемки и угол наклона фотоаппарата. Типичная ошибка начинающих фотолюбителей – все снимать с уровня груди. Чаще всего эта точка съемки – самая неинтересная. Попробуйте присесть или, наоборот, встать повыше и наклонить фотоаппарат под более острым углом.
Если же вы захотите сфотографировать сразу несколько предметов, то в этом случае старайтесь подобрать предметы так, чтобы они были тематически связаны между собой.

    Трофимова Анна, 13 лет, "Посуда"

Очень важно располагать предметы не хаотично, а в определенном порядке. Это не значит, что их надо ставить все в один ряд (как на уроке физкультуры - в линейку и по росту). Нет, наоборот, в натюрморте важен «художественный беспорядок», то есть, надо постараться разместить предметы в кадре так, чтобы они смотрелись интересно и воспринимались глазом, как единое целое.
Ритм - одно из выразительных средств фотографии. Его использование в натюрморте придает работе лаконичность и художественную выразительность.

    Ерёгина Ольга,13 лет, "Скоросшиватель"

Наш глаз и восприятие устроены так, что мы замечаем пространство, если одни предметы перекрывают или «заслоняют» другие, как кулисы в театре. «Заслон» - еще одно выразительное средство фотографии. С помощью заслона на плоском листе передается иллюзия глубины пространства
Как проверить, правильно ли поставлен натюрморт? Попробуйте убрать тот или иной предмет. Если его исчезновение никак не нарушает общее впечатление, значит он – лишний. Если же ощущается пустота, верните его на место.
Когда освещение слабое - без штатива не обойтись. Штатив позволяет фотографировать с более длительной выдержкой и небольшим отверстием диафрагмы. При нажатии спуска затвора рука непроизвольно и даже незаметно для самого фотографа подрагивает, что сказывается на резкости изображения. Фотоаппарат, закрепленный на штативе, позволяет избежать этих микроколебаний.
Еще один важный момент при постановке натюрморта – выбор формата изображения.

Формат в фотографии – это соотношение длины и высоты кадра или отпечатка.

Формат бывает квадратным, горизонтальным или вертикальным. Квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности, горизонтальный – впечатление широты, панорамности, а вертикальный уводит взгляд вверх, подчеркивает торжественность, монументальность изображения. Когда высота предметов, из которых вы составляете натюрморт, больше ее ширины, предпочтительнее выбрать вертикальный формат. И наоборот, горизонтальный формат больше подходит для такого снимка.

   Ерёгина Ольга,13 лет, "Петля с пружиной"

Один и тот же предмет можно сфотографировать с разной степенью крупности, или, другими словами, разным планом. Различают общий, средний, крупный и сверхкрупный (фрагмент, деталь) план. Вот примеры среднего и крупного плана.

    Кабанов Николай, 12 лет, "Этюд с обручем"

   Волосников Илья, 17 лет, "Рожки"

            Кивва Кирилл, 17 лет, "Игра с шарами"

   Иванова Татьяна 14 лет, "New concert"

Натюрморт – это не только предметы, которые вы сами отобрали и искусственно расставили на столе. В реальной жизни внимательный взгляд фотографа может увидеть и запечатлеть фотокамерой «естественный» натюрморт, созданный самой природой или нашей повседневной жизнью.

   Филатова Мария,17 лет, "В тени"

   Лукашова Ирина,13 лет, "На просушке"

   Румянцев Павел,14 лет, "Ворота"

   Мухитдинова Рухшона,12 лет, "Северное сияние"

И последний, но тоже важный момент при съемке натюрморта – фон.

Фон – это задний план изображения. Фон в фотографии может быть темным или светлым, резким или размытым. Главное, он не должен отвлекать внимания от переднего плана, где располагаются сюжетно-важные элементы изображения. Но он может стать и важной частью композиции. Все зависит от той творческой задачи, которую вы хотите решить.

      Мухитдинова Рухшона,12 лет, "По усам текло..."

   Бочкова Анастасия, 14 лет, "Соприкосновение"

 

Урок 2. Снимаем портрет

Наталья Антипкина, 18 лет
"Фотограф"

Портрет – это жанр изобразительного искусства, где главный герой - человек.

Слово «портрет» пришло к нам из французского языка и переводится, как изображение лица «черта за чертой». Но внешнее сходство – не главное в портрете. Как часто, глядя на свою фотографию, мы говорим: «Ну, я же здесь совсем не похож на себя!».

Если перед тем, как нажать на спуск, фотограф призывает: - «Замри! Не моргай! Снимаю!», то человек на снимке почти всегда будет выглядеть напряженным и скованным.

Наверное, вы замечали, какое одинаковое выражение лиц на снимках в паспортах? Но это ведь съемка на документы. В художественном портрете очень важно передать не только внешние черты, а попытаться отразить внутренний облик человека, его характер и настроение.

µСовет.  Как снимать портрет?

Сделать интересный и выразительный портрет очень не просто. Здесь важно умение расположить к себе человека, понять его душевное состояние. А главное, умение выбрать тот единственный момент, когда надо нажать на спуск затвора. Поначалу это лучше всего удается, когда фотограф снимает близких ему людей – родных, знакомых, одноклассников или друзей.

   Матвеев Андрис, 15 лет, "Летний дождь"

   Тюленев Артур, 14 лет, "Отличное настроение"

   Исобаев Пётр, 11 лет, "Просто так"

Люди по-разному реагируют на камеру: одни – доброжелательно и открыто, а другие, совсем наоборот.

   Ирина Басина, 13 лет, "Фантазия"

   Фидулкина Антонина, 11 лет, "Бедная Настя"

Начинающему портретисту не надо специально заставлять людей позировать и смотреть в объектив. Постарайтесь, пока не наберете опыта, фотографировать человека незаметно, или же выбирать момент, когда он находится на достаточно большом расстоянии и не так «остро» реагирует на камеру.

          Баронова Лилия, 7 лет, "В засаде"

Портреты крупным планом можно сделать с помощью портретного объектива (это объектив с фокусным расстоянием от 70 до 100 мм), а также длиннофокусным объективом или зумом - это объектив с переменным фокусным расстоянием, они бывают короткофокусные (17-35мм) и длиннофокусные (80-110мм).

Объективы с большим фокусным расстоянием позволяют фотографировать лицо человека, не приближаясь близко к нему. Эти объективы имеют и еще одно достоинство: если при съемке в кадр на заднем плане попадают, к примеру, деревья, а при съемке в комнате – шкаф, торшер, то с помощью этих объективов, можно фон «размыть».

   Мухитдинова Рухшона,12 лет, "Воскресенье"

Интересные портреты можно снять и «полтинником» (так в обиходе фотографы называют объектив с фокусом 50 мм), но надо всегда обращать внимание на фон. Порой на снимках, сделанных начинающими фотографами, видишь, как из головы фотографируемых людей растут «рога» - ветки деревьев или столбы. Почему это происходит? Дело в том, что в момент съемки они следят только за лицом человека и не обращают никакого внимания на то, что у него за спиной.

В тоже время фон может стать сюжетно-важным элементом композиции.

   Матвеев Андрис, 15 лет, "Цирк"

Другой важный момент при съемке портрета – освещение. Почему-то большинство начинающих фотографов стремятся непременно поставить человека на яркое солнце, да еще просят не щуриться! Попробуйте-ка не моргать и не щуриться, когда солнечные лучи прямо «бьют» в глаза! Да, главное, зачем? Наоборот, снимать портрет на улице лучше всего при рассеянном свете, когда солнышко спряталось за облака или его вообще не видно из-за туч. Но если день все же солнечный и безоблачный? Тогда постарайтесь найти такую точку съемки, при которой солнечные лучи падают на человека сзади или сбоку. Чтобы не было большого контраста между фоном и лицом, можно воспользоваться вспышкой, использовать ее, как заполняющий свет.

   Матвеев Андрис, 15 лет, "Весёлый друг"

  Матвеев Андрис, 15 лет, "Хорошо в деревне летом" (из серии)

Но не увлекайтесь вспышкой! Применять её при съемке портрета надо очень осторожно. Почему? Потому что прямой свет от вспышки дает резкие тени, а лицо становится плоским, как «блин». Получается не лицо, а маска, как у клоунов, которые специально наносят грим, чтобы их лица смотрелись неестественно, не «по-человечески».

Если вспышка «встроена» в фотоаппарат, лучше наклонить камеру под более острым углом, т.е. поднять фотоаппарат повыше, а фотографировать не ближе, чем с 2-х метров от лица человека.

Когда съемка портрета происходит в комнате, а света недостаточно, то вспышка может помочь, но направлять ее лучше в потолок или в белую стену. При встроенной вспышке, когда невозможно изменить направление света, самый простой способ – взять кусок белого картона или серебряную фольгу и прикрепить его на вспышку - это будет способствовать рассеиванию прямого светового потока.

Когда снимаете портрет в комнате, то лучше посадить человека поближе к окну. Но света из окна бывает недостаточно. Тогда используйте дополнительный свет – от настольной лампы или торшера. Для подсветки теневых участков можно воспользоваться большим листом белой бумагой или тканью. Они действуют, как отражатели и смягчают светотеневой контраст на лице и фигуре.

Но не всегда надо смягчать световой рисунок на лице. Интересный психологический портрет может получиться в результате именно контрастного освещения.

Часто юные фотографы снимают портреты на среднем плане. Он позволяет увидеть человека в окружающей обстановке. При съемке портрета на среднем плане надо также помнить о фоне, который не должен быть слишком пестрым, иметь много деталей и отвлекать внимание от главного объекта съемки – человека.

Снимать портрет можно репортажным способом, не вмешиваясь в событие и незаметно для снимаемого человека, а можно постановочным способом - специально подбирая освещение и позу.

   Матвеев Андрис, 15 лет, "Хорошо в деревне летом" (из серии)

   Мещеряков Владислав, 16 лет, "Раздумья"

На уроке, посвященному съемке жанра, мы еще вернемся к портрету, а следующий урок посвятим пейзажной фотографии – жанру очень популярному среди начинающих фотолюбителей.


Урок 3. Пейзажная съемка

Илья Косачев, 16 лет.
"Одуванчик"


ФОТОПЕЙЗАЖ - это съемка природы, ее фотографический образ.

Слово «пейзаж», также как и слово «портрет», пришло к нам из французского языка. Оно переводится, как – вид, местность. Фотопейзаж – тоже своего рода портрет, но портрет не человека, а окружающей нас природы. Фотографы-пейзажисты снимают не просто географическую местность (как для учебника природоведения), а стремятся уловить и зафиксировать на пленке неповторимость состояния природы. Как по лицу человека мы видим, грустит он или радуется, спокоен или возбужден, так и пейзаж может быть грустным или радостным, спокойным или напряженным. Характер у природы тоже есть, и он зависит, прежде всего, от освещения.

  Геллер Марина, 10 лет, "Сон о дожде"

  Соколов Александр,12 лет, "Перед грозой"

Различают два основных вида освещения на натуре: свето-тональное и свето-теневое

Свето-тональное освещение – это освещение мягкое, без резких теней.

Свето-теневое освещение – это контрастное освещение.

Если солнце скрыто за тучами или туманом, пейзаж на снимке выглядит спокойным, лирическим, без больших перепадов света и тени, а когда солнце светит ярко, пейзаж получается радостным, сияющим.

Когда мы бываем на природе, то воспринимаем окружающее пространство всеми чувствами - не только видим, но и чувствуем запахи, слышим голоса птиц, шорох травы от дуновения ветра. Все это обогащает и усиливает наши ощущения. На снимке же присутствует только плоское изображение. И чтобы передать наше личное восприятие природы, мы должны постараться выделить в пейзаже наиболее привлекательное и интересное (ил.).



µСовет.  Краткие, но полезные советы при съемке пейзажа:

- Оценивайте границы будущего снимка уже через глазок видоискателя. Если вы снимаете не зеркальной камерой, а «мыльницей», у которой маленький видоискатель, используйте пластмассовую (от слайда) рамку 24х36 мм. Поднесите ее к глазу, и вы сможете увидеть кадр, как в зеркальной камере.

- Не перегружайте кадр лишними деталями. А сюжетно важные элементы изображения размещайте в местах наилучшего восприятия.

  Геллер Марина, 10 лет, "Остров Санторин"

  Чукалин Никита, 10 лет, "О вечном"

- Чаще используйте контровое и боковое освещение.

  Чукалин Никита, 10 лет, "Первый лёд"

- Линия горизонта не должна проходить посередине кадра (иначе он окажется поделенным пополам и глазу придется метаться, выбирая на какой половине сосредоточиться). Смещайте горизонт к верхней или нижней границе кадра.

          Каллистова Александра, 15 лет, "Подворотня"

- Избегайте общих планов. Вводите на передний план крупные предметы или объекты. Это могут быть – люди, животные, камни, деревья, изгородь, лодка и т.д.

  Каллистова Александра, 15 лет, "На севере диком"

- Используйте при съемке линейную и воздушную перспективу.

  Тюленев Артур, 14 лет, "Что нас ждет за перевалом"

- Обдуманно выбирайте формат кадра (вертикальный, квадратный или горизонтальный) при съемке или печати.

   Матвеев Андрис, 15 лет, "В небе над Римом"

   Филатова Мария, "В ракурсе Москва"

У природы нет плохой погоды…» - поется в песне. Фотограф также может сфотографировать интересный снимок в любую погоду – в дождь и в метель, жарким летом и холодной зимой.

   Крепкова Анна, 11 лет, "Дождь в зоопарке"

Следующий урок посвятим самым популярным видам детского фототворчества – жанровой съемке и съемке животных.

 

Урок 4. Жанровая съемка

Фото Елены Гордеевой

Жанровая съемка – это съемка забавных и интересных событий из повседневной жизни людей или животных.

Если в репортажной съемке нам важна информация о конкретном событии, и это событие затрагивает интересы многих людей.

  Мухитдинова Рухшона,12 лет, из серии "Мужские игры"

  Стыров Герман, 17 лет, "Без слов"



то в жанровых снимках фотографа привлекают веселые или грустные ситуации, которые случаются с нами в повседневной жизни.

  Матвеев Андрис, 15 лет, "На выставке Поп-арт 3"

   Матвеев Андрис, 15 лет, "На выставке Поп-арт 3"

При съемке жанра очень важна оперативность, т.е. быстрота, способность увидеть и зафиксировать на снимке кульминацию - самый главный и впечатляющий момент события или жизненной истории.

   Мухитдинова Рухшона,12 лет, "Попрыгунья стрекоза"

   Перфилова Елена, 13 лет, "Ура, каникулы"

  Подбережный Николай, 14 лет, "Прыжок"

Юные фотолюбители очень любят снимать животных. Посмотрите на снимки ваших сверстников, и вы увидите, как интересно можно сфотографировать «братьев наших меньших».

  Мешков Михаил, 12 лет, "Семья"

  Павлова Надежда, 15 лет, "С днем Святого Валентина"

   Баронова Лилия, 7 лет, "Вот так встреча"

   Филяев Александр, 15 лет, "Угощение сладкое"

µСовет.  Как снимать жанр?

При съемке жанра необходим меткий взгляд, наблюдательность и хорошая реакция.

- Почаще используйте телеобъектив или зум с большим фокусным расстоянием, которые дают возможность, не подходя близко к объекту съемки, снимать с безопасного расстояния и «не спугнуть» кадр. С их помощью вы также можете убрать из кадра лишние детали, отвлекающие внимание от главного объекта съемки и более выразительно его представить.

           Лукашова Ирина, 13 лет, "Верхолаз"

   Чукалин Никита, 10 лет, "По следу"

          Иванова Анастасия, 15 лет, "Решила вздремнуть"

- При съемке движущихся объектов оставляйте свободное пространство перед ними – это придает снимку ощущение возможности продолжения движения, т.е. увеличивает динамичность.

          Лукашева Ирина, 13 лет, "Трамплин для утят"

- Размещайте главный объект съемки или элементы изображения по диагонали кадра. Это также усиливает динамичность изображения.

  Матвеев Андрис, 15 лет, "Нас не догонят"

Итак, ребята, если вас привлекла жанровая съемка, старайтесь везде носить с собой фотоаппарат – в школу, в зоопарк, на прогулку, в поход, на встречу с друзьями. Короче - «ни дня без кадра!» Снимайте больше, тогда вам обязательно улыбнется удача. Как она улыбнулась вашим сверстникам, чьими снимками я и хочу закончить урок.

  Матвеев Андрис, 15 лет, "Пора на дойку"

             Требушкова Любовь, 12 лет, серия "Каникулы в гипсе"

           Перфилова Елена, 13 лет, "А меня не домотали"

 

Наверх

  ß  Назад в фотошколу