Главная

Наши авторы

Наша галерея

Наши публикации

Фотошкола

Детские фотостудии

Галереи Москвы

Музеи Москвы

Фототовары

Фотолаборатории

Фотоклубы

Контакты

 

 

  Поиск слов в тексте

 

Поиск фотографий

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дизайн и программирование www.kasatik.ru

© 2006 г.

Каталог лучших сайтов

 

ß  Назад в фотошколу

 

 Александр Карачев. 

Фотография – будущее технологического образования школьников

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Фотография и обществознание

2. Фотография и история.

3. Фотография и физика

4. Фотография и информационные технологии.

 

 

1. Фотография и обществознание

В настоящее время в школьном предмете «Обществознание» объединены дисциплины «Право» и «Экономика». Рассмотрение с учащимися истории развития фотографии позволяет затронуть такие вопросы, относящиеся к обществознанию, как авторское право, интеллектуальная собственность, фотография – как способ дополнительного заработка, конкуренция на рынке фотографических услуг, сегментирование рынка производителями фотографической техники, виды рекламных кампаний и рекламных акций.

В этой связи приведем несколько фактов из истории фотографии [1], которые могут быть интересны школьникам. Известно, что первый документально подтвержденный фотографический снимок был сделан на пластинке, покрытой тонким слоем асфальта, французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 году. Ж.Н. Ньепс посвятил поиску способа фиксации изображения, получаемого с помощью камеры-обскуры практически всю свою жизнь. Однако недостаток средств для проведения экспериментов заставил его искать компаньона. Такого компаньона Ньепс нашел в лице Луи Жака Манде Дагерра – известного художника-декоратора, автора и владельца популярной в Париже диорамы (от греческого dia –через, сквозь и horama – вид, зрелище), картины меняющей свой вид при изменении освещения. Приобретя после создания диорамы финансовую независимость, Дагерр увлекается фотографическими опытами, тратя на покупку дорогостоящих химикатов и всевозможных приборов все заработанные деньги. Это не могло остаться не замеченным в Париже, и об этом становиться известным Ж. Ньепсу. Ньепс обращается с предложением о совместной работе к Дагерру и 14 декабря 1829 г. они подписывают договор о сотрудничестве. Пункты этого договора и сейчас представляют для нас интерес:

Статья 1-я. Г-да Ньепс и Дагерр образуют Товарищество под фирмой Ньепс — Дагерр, для совместной работы над усовершенствованием указанного изобретения, сделанного г. Ньепсом и усовершенствованного г. Дагерром.

Статья 2-я. Продолжительность существования этого Товарищества — десять лет, считая с 14-го текущего декабря. Оно не может быть ликвидировано до этого срока без взаимного согласия заинтересованных сторон; в случае смерти одного из двух членов Товарищества этот последний будет заменен в названном Товариществе на срок, остающийся до истечения этих десяти лет, его естественным преемником...

Статья 3-я. Тотчас же после подписания настоящего договора г-н Ньепс должен доверить г-ну Дагерру — под строгой тайной, подлежащей сохранению под страхом покрытия расходов, убытков и процентов,— основной принцип его открытия и передать ему самые точные и подробно изложенные документы о природе, применении и различных способах приложения относящихся к нему операций, с тем чтобы придать возможно большее единство и быстроту изысканиям и опытам, имеющим целью усовершенствование и использование открытия.

Статья 4-я. Г-н Дагерр обязуется, под страхом вышесказанных пеней, сохранять в строжайшей тайне сообщенные ему основной принцип открытия, способ применения и различные способы приложения, а также содействовать настолько, насколько это ему будет возможно, усовершенствованиям, которые будут почтены необходимыми, путем полезного приложения своих знаний и своих талантов.

Статья 5-я. Г-н Ньепс передает в собственность Товариществу, в качестве пая, свое изобретение, представляющее в смысле стоимости половину прибыли, которую оно будет давать, а г-н Дагерр вносит новую систему камеры-обскуры, свои таланты и свои труды, равноценные другой половине вышеуказанной прибыли.
Статья 6-я. Тотчас же после подписания настоящего договора г-н Дагерр должен доверить г-ну Ньепсу — под строжайшей тайной, подлежащей сохранению под страхом покрытия расходов, убытков и процентов,— принцип, на котором основано вносимое им в камеру-обскуру усовершенствование, а также передать ему самые точные данные о природе указанного усовершенствования.

Статья 13-я. Улучшения и усовершенствования, внесенные в указанное изобретение, а равно усовершенствование камеры-обскуры поступают и остаются в собственности обоих членов Товарищества, которые в случае достижения поставленной цели заключают между собою окончательный договор, на основе настоящего.

Статья 14-я. Доход членов Товарищества, исчисляемый с чистой прибыли, распределяется поровну между г-ном Ньепсом как изобретателем и г-ном Дагеррром за его усовершенствования».

После подписания договора Дагерр и Ньепс условились о способе сохранения тайны переписки. Для этого они разработали специальный шифр, секрет которого состоял в том, что все применяемые изобретателями вещества и операции с ними заменялись определенными цифрами. Эти цифры ставились в письмах, которыми обменивались Ньепс и Дагерр.

Как мы видим из приведенного документа, предметом этого договора является, прежде всего, интеллектуальная собственность членов товарищества, которая, как они надеются, может принести им в дальнейшем прибыль. А использование шифра при переписке свидетельствует о том, что вопросы защиты информации, равно как и интеллектуальной собственности, были актуальны для ее владельцев задолго до изобретения компьютера и вступления человечества в эпоху информационного общества.

Ж.Н. Ньепс умер, так и не дожив до создания практически применимого способа закрепления фотографического изображения. Эту работу завершил Дагерр. Изобретенный им способ получения изображения на посеребренных пластинках получил название дагерротипия. (Сообщение об изобретении Дагерром фотографии было сделано известным физиком, секретарем Парижской Академии наук Д.Ф. Араго 7 января 1939 года на заседании Академии.) И здесь мы сталкиваемся с интересным примером того, как автор изобретения в сфере информационных технологий (а фотографию мы можем смело отнести к одному из видов информационных технологий) не смог монополизировать разработанный способ получения изображения и извлечь из него большую прибыль. Дело заключалось в том, что без разъяснения сущности изобретения люди отказывались вкладывать деньги в акции компании Дагера. Однако после раскрытия сущности процесса этого любой желающий мог сделать фотографический снимок.

Оценив ситуацию, Дагерр решил передать изобретение правительству Франции в обмен на пенсию и сделать фотографию всеобщим достоянием. Состоялась встреча Дагерра с министром внутренних дел Дюшателем, во время которой был подписан следующий документ [1]:

«Статья первая. Гг. Дагерр и Ньепс сын уступают г. министру внутренних дел, действующему от лица государства, процесс Ньепса отца с улучшениями Дагерра и последний процесс Дагерра, служащий для закрепления изображений камеры-обскуры. Они обязуются вручить г. министру внутренних дел запечатанный пакет, заключающий историю и точное описание вышеупомянутых процессов.

Статья вторая. Г. Араго, член палаты депутатов и Академии наук, ознакомившийся уже с вышеупомянутыми процессами, просмотрит предварительно все части вышеупомянутого документа и удостоверит его правильность.

Статья третья. Документ будет вскрыт, и описание процессов опубликовано только после одобрения законопроекта, о котором говорится ниже….

Статья четвертая. Г. Дагерр уступает, между прочим, и обязуется дать, таким же образом, описание художественных процессов и физических аппаратов, характеризующих его изобретение диорамы.

Статья пятая. Он должен будет обнародовать все усовершенствования того и другого изобретения, которые он будет делать в будущем.

Статья шестая. В возмещение передачи г. министр внутренних дел обязуется испросить в палатах для г. Дагерра, который это принимает, годичную и пожизненную пенсию в 6000 фр., для г. Ньепса, который это также принимает, годичную и пожизненную пенсию в 4000 фр. Эти пенсии будут занесены в книгу государственных пенсий народной казны. Они переходят в половинном размере на вдов гг. Дагерра и Ньепса.

Статья седьмая. В том случае, если палаты в настоящую сессию не примут законопроекта о вышеупомянутых пенсиях, настоящее соглашение считается не состоявшимся, и гг. Дагерру и Ньепсу возвращаются в запечатанном конверте документы.

Статья восьмая. Настоящий договор оплачивается пошлиной в один франк».

На следующий день соответствующий законопроект был внесен в палату депутатов от имени Луи Филиппа, короля французов. 3 июля 1939 г. Палата депутатов единодушно одобрила предложенный на её рассмотрение законопроект, а 19 августа состоялось совместное заседание Парижской академии наук и Академии изящных искусств, на котором Ф.Д. Араго познакомил присутствующих с сущностью дагерротипии. С этого момента началась настоящая «дагерротипная лихорадка», охватившая все страны мира. (Интересно отметить, что уже в 1839 году Российская академия наук откомандировала в Европу ученого химика Ю.Ф. Фрицше для подробного изучения появившейся фотографии).

Говоря об истории появления фотографии, нельзя не упомянуть изобретателя современного фотографического процесса Вильяма Генри Фокса Тальбота. Хотя свои первые фотографические изображения В.Г. Тальбот получил раньше Дагерра, он не придал им должного внимания и начал активно усовершенствовать свой фотографический процесс только после получения сообщения об изобретении дагерротипа. Очень скоро он значительно усовершенствовал свой процесс, который он назвал «калотипией» (от греч. «калос» - прекрасный), и получил английский патент №8842.

В отличие от дагерротипов калотипы можно было размножать. Вскоре Тальбот изобрел специальный прибор для увеличения снимков и получил очередной патент. Он ревностно следил за тем, чтобы запатентованные им способы не использовались без специального на то разрешения изобретателя. Это настолько затормозило прогресс в развитии фотографии, что в 1852 году Президент Королевского общества обратился с письменным призывом к изобретателю проявлять снисхождение к нарушениям его авторских прав, ибо этого требуют интересы науки и искусства. Тальбот проявил понимание ситуации и объявил, что он предоставляет свои изобретения и патентные права на них в дар обществу, правда, с условием, что они не должны быть использованы отдельными лицами в коммерческих целях.

Можно провести параллели между событиями, связанными с изобретением фотографии с одной стороны и созданием персональных компьютеров и развитием сети ИНТЕРНЕТ – с другой. И в том и в другом случае изобретения были востребованы обществом, оказали большое влияние на развитие науки и техники и не могли быть монополизированы узким кругом людей. Не случайно, наряду с операционной системой Майкрософт, которая распространяется на коммерческой основе компанией Билла Гейтса, широкое распространение среди пользователей персональных компьютеров начинают получать открытые операционные системы (например, ОС Linux), подключение которых осуществляется бесплатно. Именно в развитие таких систем многие компании начинают вкладывать большие деньги, а их внедрение поддерживается различными международными организациями, в том числе ЮНЕСКО.

У многих, кто прочтет эти строки, в том числе и у школьников может возникнуть вопрос, почему Ньепс и Дагерр потратили большую часть своей жизни, но так и не смогли изобрести доступный и удобный способ фиксации изображений, а Тальбот так быстро получил выдающиеся результаты? На наш взгляд, все дело в том, что из перечисленных изобретателей только Тальбот получил глубокое естественнонаучное образование. Он обучался в Харроу-колледже, а затем в Тринити-колледже, где его любимыми предметами были математика, физика, литература и классические языки. Тальбот много времени проводил за границей и везде внимательно изучал достижения науки и техники. Он много читал, и поэтому знал все, что было известно о светочувствительных материалах. Как путешественник он постоянно пользовался камерой обскура. Все вышесказанное хорошо согласуется с современными представлениями о творческой деятельности, согласно которым для эффективной творческой работы необходимо фундаментальное образование, сочетающееся с широким научным и техническим кругозором, постоянное самообразование и творческая активность, заключающаяся в постановке и решении новых научных и технических задач.

 

2. Фотография и история.

При изучении истории в школе в поле зрения учащихся попадает, как правило, конкретный исторический срез, которые они потом с трудом встраивают в контекст всемирного исторического процесса. Помочь им в воссоздании картины единого исторического процесса могут интересные факты из истории фотографии.

Все россияне знают, кто такие декабристы. Многие слышали о том, что первые фото-графии назывались дагерротипами. Но мало кто предполагает, что может существовать связь между декабристами и открытым в 1839 году способом получения изображения на посеребренных пластинках. Между тем существуют дагерротипы декабристов! Этим мы обязаны тому, что, как явствует из отчета 1845 года шефа жандармов императору Николаю I, «…отставной инженер-поручик Давиньон, занимающийся снятием дагерротипных портретов, путешествовал по Сибири и там снимал портреты с государственных и политических преступников. Пересылавшиеся к родственникам портреты поселенцев Поджио, Панова и Волконского, а также жены и детей последнего, остановлены в Третьем отделении» [2]. Именно эти дагерротипы были обнаружены историком и автором книги о фото-графах [2] В.А. Никитиным. Найденные им документы позволяют предположить, что сосланные декабристы не только пересылали свои портреты родственникам, но некоторые из упомянутых декабристов завели «собственные дагерротипы» и сами друг с друга снимали портреты. В это не трудно поверить, поскольку все декабристы имели блестящее образование и оказали большое влияние на культурное развитие тех регионов, где находились в ссылке. Однако не вполне понятно особое внимание чиновников Третьего отделения именно к фотографическим портретам декабристов, поскольку многие декабристы прекрасно рисовали, о чем говорят сохранившиеся портреты их работы.

Давиньон был одним из первых профессиональных фотографов в России. Его ателье находилось на Никольской улице в Петербурге. Путешествие в Сибирь дорого обошлось фотографу. За съемку государственных преступников, что было запрещено государем, Давиньон был арестован и только благодаря энергичным хлопотам жены и друзей был отпущен на свободу.

После вышесказанного, никого уже не должно удивить, что существуют фотографии Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, Д.И. Менделеева, А.И. Герцена, Л.Н. Толстого (Автором этих фотографий является фотограф-художник С.Л. Левицкий). Однако практически все люди удивляются, когда узнают о существовании цветного портрета Л.Н. Толстого, сделанного в Ясной поляне. Этот портрет был снят замечательным русским фотографом С.М. Прокудиным-Горскиным. К сожалению, не в России, а в США была издана книга цветных фотографий С.М. Прокудина-Горского «Фотографии для царя». В этой книге опубликованы некоторые фотографии из большого проекта, которому С.М. Прокудин – Горский посвятил свою жизнь. А этим проектом было ни много – ни мало, как цветная съемка достопримечательностей всей России. Фотографу удалось сделать очень много. Созданная в 1911 году Министерством просвещения экспертная комиссия подчеркнула: «Когда картинам С.М. Прокудина-Горского будет устроен широкий доступ в наши учебные заведения, как средние, так и низшие, у нас окажется образцовое, истинное родиноведение, и в этом важном и необходимом деле Россия займет завидное, передовое положение между культурными странами» [2].

И сейчас идея фотографического сохранения исторического наследия народов нашей страны остается по-прежнему актуальной. Именно фотография в силу своей документальности и возможности передачи мельчайших деталей реальности не имеет себе конкурентов в визуальном воспроизведении исторических памятников. Насколько это важно можно судить по следующему примеру. Один из прекрасных храмов Подмосковья восстанавливается после пожара по фотографиям, сделанным членом фотоклуба «Альфа» Вадимом Филимоновым, поскольку чертежи и описания храма не сохранились.

Весьма интересно может быть организовано обсуждение документальных кадров, сделанных во время важнейших исторических событий. При этом возможна оценка этих исторических кадров, не совпадающая с выводами авторов книг, в которых эти документы приводятся. Например, меня не покидает ощущение, что я являюсь свидетелем рождения технологий «оранжевых революций», когда в книге Л.Ф. Волкова-Ланнита [3] я вижу фотографию хорошо одетых улыбающихся женщин, несущих плакат: «Прибавку пайка семьям солдат – защитникам свободы и народного мира» во время демонстрации 23 февраля (8 марта) 1917 г., и тут же читаю слова В.И. Ленина о том, «…что успех революции зависит от того, насколько в нем участвуют женщины». Так же трудно поверить в бедственное положение трудящихся Петрограда, глядя на фотографию демонстрации рабочих Путиловского завода 18 июня 1917 г. под лозунгом «Долой министров капиталистов!». Людей попавших в кадр можно вполне принять за респектабельных буржуа, прогуливающихся по Елисейским полям в Париже.

Можно предложить различные варианты организации межпредметных связей между фотографией и историей. Главное, чего мы сможем добиться работой в этом направлении – дать учащимся понимание того, что все мы являемся участниками важных и интересных исторических событий, которые могут быть сохранены для наших потомков благодаря фотографии. И если фотографии будут действительно передавать дух происходящих событий, то их ценность с течением времени будет многократно возрастать.

 

3. Фотография и физика

С первых дней своего существования фотография стала инструментом, с помощью которого ученые стремились проникнуть в тайны природы. Сейчас исследования в области астрономии, физики элементарных частиц и во многих других областях науки невозможны без фотографии. Уникальные кадры, иллюстрирующие применение фотографии в науке приведены в книге Джона Дариуса «Недоступное глазу» [4]. Для того чтобы снять быстропротекающие процессы ученым приходилось разрабатывать специальную аппаратуру. И в этом они достигли выдающихся результатов. Полет снаряда, выпущенного из орудия, был сфотографирован в 1859 году, а уже в 1884 году физикам удалось сфотографировать ударные волны, возникающие при движении пули. Но даже в наше время чем-то из области фантастики кажется тот факт, что в 1974 году удалось сфотографировать прохождение фронта световой(!) волны через двояковыпуклую линзу [4]. Для этого ученые создали управляемый лазерный затвор, отрабатывающий выдержку в 1 пикосекунду (10 -12 с). Сейчас существуют лазерные затворы с выдержкой короче 30 фемтосекунд (1 фс=10-15 с).

Специфика современного момента заключается в том, что профессиональная и полупрофессиональная фотоаппаратура достигла такого уровня, о котором несколько десятков лет назад ученые не могли и мечтать. Проникновение фотографов в мир быстропротекающих процессов позволило обнаружить новую художественную грань окружающего мира. В качестве примера можно привести работы фотографа Владимира Нефедова.

Владимир Нефёдов, оттолкнувшись от удивительных экспериментов американца Мартина Вога, заново открывает нам невообразимые формы, порожденные падающей каплей. Как пишет известный фотохудожник Георгий Колосов, «в ряду этих изображений кого-то восхитят предметные ассоциации, кого-то – японского изящества созерцательный дизайн, кого-то – таинственное неузнаваемое пространство. Меня же привлекает невербализируемая визуальная музыка этих вещей».

Чтобы снять подобные фотографии недостаточно быть хорошим фотографом и иметь современную фототехнику. Нужно быть еще и подготовленным физиком. Если бы В. Нефедов не имел высшего образования в области электроники, он вряд ли смог бы снять эти и другие уникальные кадры падения капель жидкости в различные среды. Технический секрет этой съемки заключается в том, что для фиксации этих удивительных состояний жидкости нужны сверхкороткие выдержки, которые могут быть обеспечены за счет очень короткого светового импульса лампы вспышки (или импульса лазера). Здесь мы сталкиваемся с тем, что решение фотографических задач требует решения задач технических, лежащих в области современных высоких технологий.

В школе под руководством учителя физики ребята могут решить более простые задачи. Например, используя микроскоп, сделать снимки топологии современных интегральных схем и отдельных полупроводниковых приборов. Сфотографировать грозовой разряд или разряд между электродами электрофорной машины. Используя металлические опилки, зафиксировать магнитные поля у полюсов магнитов различной конфигурации. В соединении с современной компьютерной проекционной техникой интеграция фотографии и физики может придать мощный импульс творческому развитию учащихся.

 

4. Фотография и информационные технологии.

Постановка вопроса о межпредметных связях фотографии и информационных технологий в век перехода к цифровой фотографии кажется несколько странной. Современные технологии позволяют получать изображение в цифровом виде, записывать его на различные виды носителей и передавать на любые расстояние. Хорошо развитые технологии обработки изображений позволяют произвольным образом трансформировать исходное изображение, соединять вместе изображения с разных кадров. В этой связи возникает вопрос о том, где же находится граница между фотографией и свободным полетом фантазии фотохудожника? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться вначале.

Появление новых технологий фиксации изображений позволяет задать и совсем странный вопрос. А что такое фотография? Когда существовала единственная технология получения изображений с помощью фотопленки, заряжаемой в фотоаппарат, вопрос о том, что такое фотография имел вполне определенный ответ. Когда появились цифровые фотоаппараты, их быстро приняли в фотографическую семью, поскольку они сохранили все родовые признаки фотоаппаратов, имели объективы, затворы и т.д. Но некоторые продвинутые пользователи компьютерных технологий обнаружили, что реалистические изображения различных объектов можно получить с помощью сканера, а у этого устройства нет ни объектива, ни затвора, ни других атрибутов, присущих фотоаппаратам. Более того, сам процесс фиксации действительности является не мгновенным, а растягивается во времени. Является ли полученное изображение фотографией? Авторы специально не дают готовых ответов, чтобы подтолкнуть читателей книги к проведению дискуссий со школьниками. Нет никакого сомнения, что в будущем появятся новые способы получения изображения объектов окружающего мира. Возможно, что сегодняшние школьники уже готовы предложить такие способы. Мы же со своей стороны хотим подчеркнуть, что каждый новый способ требует тщательного изучения открывающихся возможностей в деле фиксации предметов материального мира. В настоящий момент работами фотохудожников, среди которых хотелось бы выделить Светлану Пожарскую, доказано, что с помощью сканера можно получать высокохудожественные изображения. На фото 3 и 4 показаны работы С. Пожарской. Они настолько хороши, что не нуждаются в комментариях.

Тем, кто связан с информационными технологиями понятно, что качество изображения (разрешение) получаемое с помощью сканера во много раз выше, чем с помощью самого лучшего цифрового фотоаппарата. Поэтому изображения, записанные с помощью сканера можно увеличивать до гигантских размеров. Многие модели сканеров обеспечивают большую глубину резкости, чем цифровые фотокамеры. Есть у них и другие преимущества (не нужен дорогой фотоаппарат и фотовспышка, можно создавать шедевры по ночам, когда все спят, и т.п.). Эти возможности сканера вполне можно использовать при обучении школьников съемке натюрморта, искусству коллажа.

Представляется весьма перспективным направлением развития творческих способностей школьников в области технического и художественного творчества поиск новых технологий получения изображений различных объектов (в том числе физических полей) и использования этих технологий для научного и эстетического познания окружающего мира.

Литература


1. Головня И.А. С чего начиналась фотография.- М.: Знание, 1991. – 176 с.
2. Никитин В.А. Рассказы о фотографии и фотографах. – Л.: Лениздат, 1991. – 222 с.
3. Волков-Ланнит Л. История пишется объективом.- М.: Планета, 1980. – 256 с.
4. Дариус Дж. Недоступное глазу. Пер. с англ./Предисл. К.В. Чибисова.- М.: Мир, 1986.- 249 с.

 

Наверх

  ß  Назад в фотошколу