Главная

Наши авторы

Наша галерея

Наши публикации

Фотошкола

Галереи Москвы

Музеи Москвы

Фототовары

Фотолаборатории

Фотоклубы

Контакты

Гостевая книга

Форум

  Поиск слов в тексте

 

Поиск фотографий

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дизайн и программирование www.kasatik.ru

© 2006 г.

 

 

Назад

Публикации членов фотоклуба


 

«ГИБРИДНАЯ» ФОТОГРАФИЯ

 

«Золотая середина»: аналоговая фотосъёмка плюс компьютерные технологии обработки изображений

Большинство современных фотографов, снимающих на цветную негативную или обращаемую плёнку, вынуждено пользоваться услугами минилабов, поручая им как негативный, так и позитивный процесс. «Мыльничники» в восторге. Красота, только нажимай кнопку, а всё остальное получается в автоматическом режиме, просто и ни каких забот! Именно на них, в первую очередь, ориентировано большинство минилабов. У некоторых потребителей фото услуг, более серьёзно заинтересовавшихся фотографией, первоначальная эйфория, связанная с получением ярких и красочных фотографий, быстро проходит. Её место занимает всё усиливающаяся досада потому, что полученные из лаборатории снимки в малой степени соответствуют ожиданиям. Они то белёсые, то совершенно тёмные, то синеватые, то желтоватые, то… Вариантов множество, результат один – разочарование.

Особенно тяжело это обстоятельство переживают фотолюбители, серьёзно занимающиеся ХУДОЖЕСТВЕННОЙ фотографией.
Известно, что 80% творчества в старой, доброй чёрно-белой фотографии приходилось на позитивный процесс. Именно при печати можно было окончательно откадрировать снимок, сделав предварительно несколько контролек в разных вариантах. С помощью масок осветлить одни и притемнить другие участки фотографии. Для улучшения восприятия можно было тонировать отпечатки, а то и раскрасить их в фантастические цвета.
Предвижу возражения. Профессиональные лаборатории, а вернее лаборатории для профессионалов и «продвинутых» любителей, обеспечивают гораздо лучшее качество, но их мало даже в крупных городах…

Да, и сейчас в некоторых лабораториях за дополнительную плату можно сесть рядом с оператором и кое-что сделать по своему вкусу. Можно заказать ручную печать и получится ещё лучше. А если при ручной печати, находится рядом с оператором, то можно сделать отличные фотографии даже с посредственного негатива. Но сколько это будет стоить? Многие ли могут себе позволить такой расход дефицитного времени? Многие ли смогут найти нужный контакт или в состоянии будут преодолевать мнение просвещённого оператора?

И, наконец, много ли у нас самых обычных минилабов в малых городах, не говоря уж о посёлках городского типа, деревнях и сёлах?

Ответ очевиден. Для подавляющего числа фотолюбителей он отрицательный и все вышеперечисленные возможности носят для них чисто теоретический характер. А где же выход? Выходов, как минимум, два: - переход на цифровую технику или на «гибридную» фотографию.

Цифровая фотография, уже достигла такого уровня, что обеспечивает получение снимков профессионального качества для печати на разворот глянцевых журналов. Она заняла господствующее положение в целом ряде видов съёмки. За ней, несомненно, большое будущее, но она всё ещё отпугивает большое число фотографов. Многие просто не могут позволить себе покупку новой аппаратуры после того, как с напряжением семейного бюджета несколько лет назад приобрели современные зеркальные камеры, да ещё по паре объективов к ним. Не утихают споры о том, что лучше плёнка или «цифра», особенно в плане художественной фотографии. Причин много, в том числе и наш НЕИТРЕБИМЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ…

«Гибридная» фотография разрешает все, или почти все, вышеперечисленные проблемы с относительно небольшими дополнительными затратами. Однако, эти затраты со временем окупятся, но об этом чуть позже.

Ныне во многих семьях, в том числе и живущими в глубинке, уже есть компьютеры, на которых дети и внуки без передышки играют в стрелялки. У других эта покупка в ближайших планах, подрастают дети. А если компьютер есть, то никаких преград для серьёзной работы с фотографиями и любыми другими изображениями, практически, нет. Нужно только на время отогнать отроков от стрелялок. Ещё лучше привлечь их к интереснейшему делу, совместно освоить Фотошоп, желательно последней версии, и посвятить свободное время фотографическому творчеству.

По существу, «гибридная» фотография отличается от чисто цифровой только способом получения первичного изображения и методом его переноса в компьютер. Вы продолжаете снимать на плёнку, а затем оцифровываете свои негативы (слайды), то есть переводите изображение в цифровую форму и, загрузив в компьютер, получаете такую свободу творчества, о которой не могли и мечтать фотографы старшего поколения, сидя в тёмном чулане возле увеличителя и красного фонаря.

Остаётся только решить вопрос оцифровки. Эту крайне важную и ответственную операцию выполняют специальные оптикоэлектронные устройства – СКАНЕРЫ.

Сканеров в продаже ныне величайшее множество от простейших и не очень дорогих планшетников, со слайд - модулями, и слайд-сканеров «начального уровня», до профессиональных, барабанных, обеспечивающих наивысшее качество. Последние стоят настолько дорого, что говорить о них здесь не имеет смысла.

Выбор сканера зависит от стоящих перед Вами, как фотографом, задач и, конечно, финансовых возможностей.

Если вы снимаете только на узкую плёнку, и не планируете печатать свои шедевры в сверхкрупном формате, а Ваш кошелёк не трещит от переполнения, то, скорее всего, Вам будет вполне достаточно купить слайд – сканер, имеющий оптическое разрешение 2400 – 3200 точек на дюйм и динамический диапазон в районе 3,2 – 3,6. Конечно, при условии, что Ваши негативы правильно экспонированы и хорошо проявлены. Именно эти аппараты обычно относят к начальному уровню.

Для сомневающихся в достаточности приведенных выше относительно невысоких, по нынешним временам, параметров сканеров, приведу такой пример. Снимок, отпечатанный в формате 30 Х 45 с 35мм. слайда, отсканированного с помощью фильм - сканера Scan Wit 2740S (разрешение2700. динамический диапазон 3,2) , привёз из Парижа диплом с чемпионата Европы по подводной фотографии. Особо следует отметить, что в процессе подготовки к печати за счёт кадрирования площадь скана была сокращена примерно до 60% от исходного размера. В прошлом году снимок формата 30х42, полученный с негатива, отсканированного тем же сканером, занял первое место на слёте подводных фотографов России.

Безусловно, качество сканирования зависит не только от этих, но и ещё от целого ряда характеристик сканера, но эти две наиболее критичны. Глубина представления цвета, практически у всех современных сканеров, более чем достаточна.

В, принципе, чем выше характеристики, тем лучше. Но, соответственно, вырастет и цена. Повышение оптического разрешения до 4000dpi и динамического диапазона до 4,0 - 4,2 более чем удваивает стоимость аппарата. Однако если позволяют средства, не колеблясь, покапайте сканер с лучшими параметрами.

Если Вы работаете не только с узкой, но и плёнкой больших форматов, то ориентироваться следует на современный планшетный сканер, оснащённый слайд – модулем. Преимущество планшетного варианта в его мультиформатности, по отношению к прозрачным носителям информации, и способности оцифровывать не только любые непрозрачные картинки, в том числе готовые фотографии, но и распознавать отсканированный текст. К недостаткам, следует отнести, как правило, меньший динамический диапазон и медлительность при оцифровке негативов с высоким разрешением.

Ещё лучше мультиформатные фильм – сканеры, с высочайшими техническими характеристиками, способные удовлетворить требования высоких профессионалов, на которых, они, скорее всего и ориентированы, но цена их явно превышает любительский уровень.
Сравнительная оценка и выдача рекомендаций по выбору конкретных моделей выходит за рамки этой статьи. Отметим лишь, что даже при некотором увеличении цены, следует предпочесть сканер, оснащённый технологией Digital ICE для автоматического удаления царапин и пыли в процессе сканирования. Эта функция делает работу настолько комфортной, что переоценить её трудно. Для сканеров с разрешением 4000dpi и более совершенно необходимо наличие технологии подавления зернистости плёнки. И последнее, будьте бдительны, и принимайте в расчёт именно ОПТИЧЕСКОЕ, а не интерполяционное разрешение высокие цифры которого, призваны лишь, оказывать гипнотическое воздействие на потенциального покупателя, и не характеризуют действительное качество сканирования.

Если вы житель большого города или в пределах доступности имеется цифровая фотолаборатория, то подумайте, а нужен ли Вам этот самый сканер? Может быть, во всяком случае, на первых порах, до принятия стратегического решения о Вашем отношении к «цифре», поручить эту работу профессионалам? Стоимость этой услуги не высока, вся творческая работа останется в Ваших руках, и семейный бюджет легче перенесёт Ваши искания.

Прежде чем обращаться к профессионалам за такой услугой, необходимо разобраться с требующимся разрешением при сканировании. Дело в том, что зачастую, разрешение сканирования ставят в зависимость от размера фотографии, которая будет отпечатана с этого файла. Считается, что для обеспечения фотографического качества отпечатка, устройство печати должно нанести 300 точек на каждый квадратный дюйм общей площади фотографии. В целом это правильно, но это не Ваш случай. Ведь Вы будете редактировать снимок (кадрировать, корректировать цвета, поднимать или уменьшать контраст, резкость и т.д.). После окончания всей работы, при сохранении файла, Вы самостоятельно определите разрешение печати и размер фотографии. Поэтому, Вам следует заказывать сканирование с максимально возможными разрешением и глубиной представления цвета, но БЕЗ УСТАНОВКИ РАЗМЕРА СНИМКА. Только в этом случае, сканирование сохранит максимальную детализацию Вашего негатива или слайда и информацию о цвете. Более того, Вы получите полноценный файл меньшего размера, для обработки которого требуется меньше оперативной памяти и времени. Меньше места он займёт и на CD.

Все отсканированные снимки будут записаны на CD, что позволит хранить их неограниченно долго и многократно обращаться к лучшим кадрам по мере освоения программ редактирования.

Теперь настало время сказать пару слов о требованиях к компьютеру с фотографической точки зрения. Они весьма скромны и сводятся к обязательному наличию ПИШУЩЕГО привода компакт-дисков и к увеличению оперативной памяти до 256, а ещё лучше 512 Мб., так как Фотошоп, особенно последних версий, весьма требовательная в этом смысле программа.

Что касается монитора, то для более комфортной работы желателен плоский экран размером 17 дюймов и, по возможности с более мелким зерном. Это не требование, а всего лишь пожелание.
Редактирование и подготовка к печати фотографий поступивших в компьютер с цифровой камеры, со сканера, с CD или любого другого носителя информации совершенно одинаковы. Тема эта далеко выходит за рамки нашего рассмотрения, она настолько объёмна и многогранна, что занимает целые тома учебников и руководств. Желаем успехов в их изучении, ибо, только освоив приёмы цифровой обработки изображений, Вы получите настоящую свободу творчества.

Считаем, что муки творчества позади, фотография готова, но всё ещё находится в недрах компьютера. Теперь её нужно донести до зрителя. Тут перед нами три пути: 1. Записать готовые файлы на CD и заказать печатать в цифровой лаборатории на фотобумаге. Такие фотографии неотличимы от привычных. Важно только предупредить оператора о недопустимости внесения, каких либо изменений в Вашу редакцию, в том числе и по размерам. Не забудьте, однако, проверить насколько отличаются цвета Ваших снимков на мониторе лаборатории от того, что Вы видели дома на своём. Возможно, потребуется корректировка, но одна и сразу на все Ваши снимки. Как правило, это бесплатная операция.

При желании можно заказать струйную печать на широкоформатных плоттерах и получить, при отличном качестве изображения, размеры, недостижимые при оптической печати.

2.Можно распечатать фотографии не поднимаясь из за компьютерного стола, но для этого предварительно на него придётся поставить ПРИНТЕР, лучше всего струйный, обеспечивающий фотографическое качество печати. Для жителей, удалённых от цифровых и прочих минилабов, это, по сути, единственно возможный вариант увидеть свои творения на бумаге, не заходя в тёмный чулан или приспособленную под фотолабораторию кухню.
Термосублимационные принтеры хороши, но рассчитаны, в основном, на небольшие форматы, дороги как сами по себе, так и в эксплуатации и потому не получили большого распространения.
Струйных принтеров, обеспечивающих великолепное качество печати, в различных форматах и на самых разных материалах от прозрачных плёнок до бумаги разной плотности и тканей, величайшее множество. Они не дороги и достаточно надёжны.

Себестоимость отпечатка, даже при использовании фирменных картриджей и бумаги, не превышает цен большинства минилабов и ниже чем в профессиональных лабораториях. Современные модели обеспечивают стойкость отпечатков к свету и даже воде выше, чем у обычных, чёрно-белых фотографий. При использовании альтернативных чернил и бумаг себестоимость отпечатка уменьшается на порядок при неуловимом снижении качества, но это влечёт отказ от гарантийных обязательств со стороны производителей. По этой причине в гарантийный период лучше не испытывать судьбу.

3. Помните, мы обещали со временем компенсировать затраты на покупку оборудования? Это время пришло!!!

Теперь Вам нет нужды печатать большинство своих фотографий. Этой чести удостоятся только ВЫСТАВОЧНЫЕ снимки, а так же те, которые Вы захотите подарить друзьям. Остальные можно с успехом демонстрировать всем ближним на экране монитора или телевизора, а дальним отослать по электронной почте хоть на край света. Примечательно, что такая пересылка гораздо дешевле, чем обычная, почтовая.

Не торопитесь отмахиваться, привыкайте оценивать затраты с позиции стоимость – эффективность. А теперь подсчитайте, сколько стоила только печать фотографий, хранящихся в Ваших альбомах, и прибавьте, сюда стоимость самих альбомов. Подумайте, сколько Вы ещё будете снимать, и печатать, сколько купите ещё альбомов и где будете их хранить.

Вы же помните, что для цифрового аппарата, особенно с высоким разрешением, необходима карта с достаточно большим объёмом памяти, а если Вы намерены путешествовать вдали от минилабов, то не одна. Так вот, каждая из них стоит почти столько же, сколько сканер «начального» уровня, о котором мы упоминали в начале, а то и гораздо больше. Это я к тому, что гибридный вариант фотографии и по этой причине ещё очень долго будет предпочтительнее чисто цифрового. Во всяком случае, в тех областях фотографии, где не требуется сверх оперативности. Одной из таких областей, несомненно, является ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ.

Автор далёк от мысли всех обратить в свою веру. Возражения ярых противников компьютерной обработки фотографий известны и никакие аргументы не способны поколебать их необъяснимую твёрдость, да и нужно ли это. В том и состоит прелесть жизни, что все мы разные, и каждый имеет право на свой взгляд, тем более в части фотографии, да ещё художественной.

Попробуйте, возможно, на этом пути Вас ждёт успех, мы же, со своей стороны, от всей души именно его Вам и желаем.
 

В.Панаев


ФОТОДЕЛО №3 за 2004 г. стр. 94-98
 

Наверх