ПРОБЛЕМЫ РЕЗКОСТИ В ЗУМАХ БОЛЬШОЙ КРАТНОСТИ
Вопрос: Много путешествую,
увлёкся фотографией. Сейчас у меня 35мм зеркалка и
только один объектив с фокусом 50мм. С целью расширения
возможностей получения художественных снимков хочу
купить зум с большим диапазоном изменения фокусных
расстояний, например 28-200 или даже 28-300, но мнения
друзей, к которым я обратился за советом, разделились.
Некоторые поддержали мою идею, а другие, и их
большинство, предостерегают от такой покупки, уверяя,
что объективы эти нерезкие и годятся только для
получения снимков 10х15. Посоветуйте, как быть и кто из
моих друзей прав?
Ответ: Вы затронули
интересную для многих тему и задаёте не один, а сразу
несколько вопросов. Прежде всего, временно оставим в
покое тему художественности, ибо она объёмна,
многогранна и для рассмотрения требует отдельного
разговора. Отметим лишь, что влияние технических
характеристик применяемой аппаратуры не носит тут
решающего характера. Практически все современные
фотоаппараты гарантируют получение приемлемых по
качеству снимков, а вот их художественность целиком
зависит от фотографа.
Что касается выбора
объективов, и особенно зумов высокой кратности, то и тут
однозначный ответ дать сложно. Многое зависит от
поставленных задач, условий съёмки и, в большой степени,
от возможностей бюджета. Поскольку, судя по вопросу и
кругу советчиков, Вы не относите себя к числу высоких
профессионалов, рассмотрим, главным образом, «бюджетные»
зумы. Для того, что бы Ваш выбор был осознанным,
рассмотрим достоинства и недостатки этих объективов, ибо
нет плюсов без минусов.
К несомненным
достоинствам, прежде всего, относится их компактность.
Ведь один объектив 28-200, а тем более 28-300 заменяет
сразу несколько с фиксированным фокусом или, как
минимум, два, если мы в качестве альтернативы возьмём
распространённые зумы 28-80 плюс 80-200. Это не только
существенно меньший вес и объём аппаратуры, а в
путешествиях это трудно переоценить, но, и что особенно
важно, несравненно большая оперативность. Ведь
обладатель большого количества объективов вынужден то и
дело их менять, в то время как его коллега, не отрываясь
от окуляра одним движением то приближает удалённый
объект, то, смеха ради, начинает на коротком фокусе
снимать возню своего собрата с объективами, их крышками,
чехлами кофрами и прочими причиндалами.
Отлично помню времена,
когда будучи обладателем самого крутого, по тем
временам, Киева 15 с полным набором объективов,
созданных специально для него, я проклинал судьбу,
упуская бесценные кадры во время возни с оптикой. Помню
как завидовал иностранным коллегам, которые, благодаря
недосягаемым для нас тогда зумам, были избавлены от
этого и играючи, по мере необходимости, переходили от
одного фокуса к другому.
Зато когда на
«Фотофоруме-98» мы с коллегами из толпы снимали
фотомоделей, выступавших на стенде фирмы Сивма, и у меня
был Nikon F70, c объективом Tamron 28-200, завидовали
уже мне. Завидовали и во время съёмки и, что важнее,
после просмотра готового материала. Объектив позволил
получить крупные планы издали и снимать в тесноте
первого ряда, когда удавалось в него прорваться, и всё
это без, невозможной в тех условиях, возни с оптикой.
Серьёзным и, пожалуй,
главным минусом таких объективов является их
относительно низкая светосила и отсюда некоторые
сложности, возникающие при съёмке в условиях низкой
освещённости. Тут уж, применительно к условиям съёмки,
выбор за Вами: - штатив, более чувствительная плёнка,
вспышка или их сочетание должны придти на помощь.
Разговоры о невысокой
резкости таких зумов возникают от незнания простейшего
правила. Выдержка в секундах должна быть короче, чем
величина, полученная от деления единицы на установленное
при съёмке фокусное расстояние в миллиметрах. Иначе
говоря, если Вы снимаете на фокусе 300мм., то, для
получения приемлемой резкости, извольте установить
выдержку не длиннее 1/300 секунды, а диафрагма
определится по результатам экспозамера. Если же Вы
снимаете, находясь в движущемся транспорте, то
потребуется ещё более короткая выдержка, в зависимости
от плавности его хода.
Невыполнение этого условия
приводит к банальной «шевелёнке». А доморощенные МЭТРЫ,
как обычно, списывая свои ошибки больной головы на
здоровую и обвиняют во всех грехах ни в чём не повинные
объективы.
Современные технологии
позволяют за счёт использования асферических линз и линз
из стекла со сверхнизкой дисперсией создавать
зум-объективы, которые обеспечивают оптическое качество,
которое и не снилось 20-25 лет назад создателям лучших,
по тем временам, объективов с фиксированным фокусом.
Следует признать, что,
поскольку технологические достижения применяются для
всего диапазона оптики, по-прежнему объективы с меньшим
диапазоном изменения фокуса и, тем более, «дискретники»
обладают несколько лучшими параметрами, но различия эти
минимальны (при печати в форматах до 30х45 включительно
не специалист их просто не увидит) и проявляются,
главным образом в большей светосиле.
Теперь, как мы надеемся,
Вам легче сделать выбор. Мы же присоединяемся к меньшей
части Ваших советчиков.
В. Панаев
ФОТОДЕЛО №2 за 2004 г.
стр. 62
Наверх
|