Главная

Наши авторы

Наша галерея

Наши публикации

Фотошкола

Галереи Москвы

Музеи Москвы

Фототовары

Фотолаборатории

Фотоклубы

Контакты

Гостевая книга

Форум

  Поиск слов в тексте

 

Поиск фотографий

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дизайн и программирование www.kasatik.ru

© 2006 г.

 

 

Назад

Публикации членов фотоклуба


 

ПРОБЛЕМЫ РЕЗКОСТИ В ЗУМАХ БОЛЬШОЙ КРАТНОСТИ
 

Вопрос: Много путешествую, увлёкся фотографией. Сейчас у меня 35мм зеркалка и только один объектив с фокусом 50мм. С целью расширения возможностей получения художественных снимков хочу купить зум с большим диапазоном изменения фокусных расстояний, например 28-200 или даже 28-300, но мнения друзей, к которым я обратился за советом, разделились. Некоторые поддержали мою идею, а другие, и их большинство, предостерегают от такой покупки, уверяя, что объективы эти нерезкие и годятся только для получения снимков 10х15. Посоветуйте, как быть и кто из моих друзей прав?

Ответ: Вы затронули интересную для многих тему и задаёте не один, а сразу несколько вопросов. Прежде всего, временно оставим в покое тему художественности, ибо она объёмна, многогранна и для рассмотрения требует отдельного разговора. Отметим лишь, что влияние технических характеристик применяемой аппаратуры не носит тут решающего характера. Практически все современные фотоаппараты гарантируют получение приемлемых по качеству снимков, а вот их художественность целиком зависит от фотографа.

Что касается выбора объективов, и особенно зумов высокой кратности, то и тут однозначный ответ дать сложно. Многое зависит от поставленных задач, условий съёмки и, в большой степени, от возможностей бюджета. Поскольку, судя по вопросу и кругу советчиков, Вы не относите себя к числу высоких профессионалов, рассмотрим, главным образом, «бюджетные» зумы. Для того, что бы Ваш выбор был осознанным, рассмотрим достоинства и недостатки этих объективов, ибо нет плюсов без минусов.

К несомненным достоинствам, прежде всего, относится их компактность. Ведь один объектив 28-200, а тем более 28-300 заменяет сразу несколько с фиксированным фокусом или, как минимум, два, если мы в качестве альтернативы возьмём распространённые зумы 28-80 плюс 80-200. Это не только существенно меньший вес и объём аппаратуры, а в путешествиях это трудно переоценить, но, и что особенно важно, несравненно большая оперативность. Ведь обладатель большого количества объективов вынужден то и дело их менять, в то время как его коллега, не отрываясь от окуляра одним движением то приближает удалённый объект, то, смеха ради, начинает на коротком фокусе снимать возню своего собрата с объективами, их крышками, чехлами кофрами и прочими причиндалами.

Отлично помню времена, когда будучи обладателем самого крутого, по тем временам, Киева 15 с полным набором объективов, созданных специально для него, я проклинал судьбу, упуская бесценные кадры во время возни с оптикой. Помню как завидовал иностранным коллегам, которые, благодаря недосягаемым для нас тогда зумам, были избавлены от этого и играючи, по мере необходимости, переходили от одного фокуса к другому.

Зато когда на «Фотофоруме-98» мы с коллегами из толпы снимали фотомоделей, выступавших на стенде фирмы Сивма, и у меня был Nikon F70, c объективом Tamron 28-200, завидовали уже мне. Завидовали и во время съёмки и, что важнее, после просмотра готового материала. Объектив позволил получить крупные планы издали и снимать в тесноте первого ряда, когда удавалось в него прорваться, и всё это без, невозможной в тех условиях, возни с оптикой.

Серьёзным и, пожалуй, главным минусом таких объективов является их относительно низкая светосила и отсюда некоторые сложности, возникающие при съёмке в условиях низкой освещённости. Тут уж, применительно к условиям съёмки, выбор за Вами: - штатив, более чувствительная плёнка, вспышка или их сочетание должны придти на помощь.

Разговоры о невысокой резкости таких зумов возникают от незнания простейшего правила. Выдержка в секундах должна быть короче, чем величина, полученная от деления единицы на установленное при съёмке фокусное расстояние в миллиметрах. Иначе говоря, если Вы снимаете на фокусе 300мм., то, для получения приемлемой резкости, извольте установить выдержку не длиннее 1/300 секунды, а диафрагма определится по результатам экспозамера. Если же Вы снимаете, находясь в движущемся транспорте, то потребуется ещё более короткая выдержка, в зависимости от плавности его хода.

Невыполнение этого условия приводит к банальной «шевелёнке». А доморощенные МЭТРЫ, как обычно, списывая свои ошибки больной головы на здоровую и обвиняют во всех грехах ни в чём не повинные объективы.

Современные технологии позволяют за счёт использования асферических линз и линз из стекла со сверхнизкой дисперсией создавать зум-объективы, которые обеспечивают оптическое качество, которое и не снилось 20-25 лет назад создателям лучших, по тем временам, объективов с фиксированным фокусом.

Следует признать, что, поскольку технологические достижения применяются для всего диапазона оптики, по-прежнему объективы с меньшим диапазоном изменения фокуса и, тем более, «дискретники» обладают несколько лучшими параметрами, но различия эти минимальны (при печати в форматах до 30х45 включительно не специалист их просто не увидит) и проявляются, главным образом в большей светосиле.

Теперь, как мы надеемся, Вам легче сделать выбор. Мы же присоединяемся к меньшей части Ваших советчиков.
 

В. Панаев

ФОТОДЕЛО №2 за 2004 г. стр. 62

Наверх