Главная

Наши авторы

Наша галерея

Наши публикации

Фотошкола

Галереи Москвы

Музеи Москвы

Фототовары

Фотолаборатории

Фотоклубы

Контакты

Гостевая книга

Форум

  Поиск слов в тексте

 

Поиск фотографий

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дизайн и программирование www.kasatik.ru

© 2006 г.

 

 

Назад

Публикации членов фотоклуба


 

СОТРИТЕ, ОНИ РАЗГЛЯДЫВАЮТ НАС
 

Кого из фотолюбителей, да и маститых, профессиональных фотографов, не занимала в своё время МАКРОСЪЁМКА? Очень немногие миновали это, к сожалению, в большинстве случаев кратковременное увлечение. Из тех кто попробовал, некоторые, явно меньшая часть, стали высокими профессионалами и работают в интересах специальных областей науки и техники. Это их фотографии раскрывают для нас тайны микро и макромира, иллюстрируют учебники и научные статьи, поражают воображение тонкостью строения привычных вещей, кристаллов, букашек, таракашек…

Большинство, рискнувших прикоснуться к макросъёмке забросили этот вид фотографии разочаровавшись первыми полученными результатами, так и не сумев преодолеть трудности, с которыми она связана.

Не последнюю роль для многих сыграли разговоры о необходимости иметь дорогостоящее оборудование, без которого якобы и пытаться нечего, ибо только оно обеспечивает успех.

Что касается результатов, то об этом чуть позже. А пока пару слов о ФОТОТЕХНИКЕ, необходимой для съёмки насекомых и другой мелкой живности в масштабе до 1:1, так как именно об этом идёт речь в данной статье.

Современный рынок предлагает огромное количество замечательной аппаратуры, способной удовлетворить самого требовательного профессионала, готового выложить соответствующие суммы. Не многие могут это себе позволить, да и нужно ли это многим. Утверждаю, что можно обойтись гораздо более дешёвыми средствами.

Автор далёк от попыток утверждать, что 600-тый Мерседес или Ауди 7 серии уступают Запорожцу по основным параметрам. Говоря о рекомендуемой для макросъёмки аппаратуре, он старался осветить бюджетные варианты, оценивая их по известному принципу СТОИМОСТЬ-ФФЕКТИВНОСТЬ, полагая, что заинтересованные читатели легко смогут выбрать для себя вместо этого брэнды фототехники.

ФОТОАППАРАТ - самый подходящий 35 мм. зеркальная, однообъективная камера - плёночная или цифровая дело вкуса. Преимущество цифровых в том, что сразу виден результат и это позволяет уменьшить число дублей. Минус в задержке срабатывания затвора и, как следствие, несколько меньшей оперативности, которая ох как нужна именно в этом виде съёмки. Впрочем, ко всему можно приспособиться. Далее говорим о плёночном варианте.

Главные требования к аппарату:

- возможность использовать сменные объективы (это, прежде всего, позволит использовать конверторы и удлинительные кольца, которые в свою очередь должны обеспечивать управление прыгающей диафрагмой);

- возможность наблюдения за объектом съёмки при полностью открытой диафрагме;

- яркий, чистый видоискатель ( желательно без микрорастра и оптических клиньев, которые в ряде случаев, сильно мешают работе, затеняя снимаемый объект);

- выдержка синхронизации не длиннее 1/125 ( чем короче, тем лучше);

- возможность работать со вспышкой в режиме TTL;

- наличие автофокуса НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, а вот электронный дальномер очень желателен;

Поскольку, выбрав необходимый масштаб и грубо наведя на резкость фокусировочным кольцом объектива, фотограф, не отрываясь от окуляра, точную наводку осуществляет перемещением собственного тела вдоль оптической оси вместе с аппаратом и всеми установленными на нём устройствами, именно электронный дальномер позволяет точно уловить момент, когда наиболее важные в сюжетном плане фрагменты объекта съёмки окажутся в фокусе.

ОБЪЕКТИВ – желательно, конечно, иметь макрообъектив с фокусным расстоянием 100мм. или около того, а если позволяют средства, то и с другими фокусными расстояниями, например 50мм и 200мм. Реально же, в бюджетном варианте, вполне можно обойтись « штатным зумом», используя с ним конверторы, насадочные линзы и удлинительные кольца. О требованиях к удлинительным кольцам мы уже говорили, а вот насадочные линзы следует покупать с кратностью не более 3-х, так как с ростом кратности увеличивается и становится слишком заметной зона нерезкости по периметру поля изображения.

Замечательны, с точки зрения расширения съёмочных возможностей, ТЕЛЕКОНВЕРТОРЫ. Эти оптические устройства, общего назначения увеличивают фокусное расстояние объектива, не изменяя при этом минимального расстояния его фокусировки, и, таким образом, существенно увеличивают его макровозможности. Более того, благодаря конвертеру вы становитесь обладателем сразу нескольких объективов и при том без особых затрат.
К сожалению, телеконверторы одновременно значительно, порой на две ступени диафрагмы, снижают светосилу всей оптической системы. Этого не стоит бояться, так как во первых нет плюсов без минусов, а во вторых вспышка и более чувствительная плёнка всегда под руками.
Лучший вариант – применение фирменных, полностью согласованных с камерой объективов, конвертеров и удлинительных колец. Однако, вполне достойные результаты обеспечивают изделия и независимых производителей. Смело могу рекомендовать комплект автофокусных удлинительных колец и

АФ телеконвертер 2х / D7 фирмы SOLIGOR, которыми пользуюсь уже много лет.

ФОТОВСПЫШКА - практически необходима. Поскольку для обеспечения приемлемой глубины резкости объектив приходится диафрагмировать до f/11-32, естественного освещения, как правило, не хватает для отработки выдержек, исключающих смазывание изображения. Кольцевые вспышки, слов нет, хороши, но дороги и в бюджетном варианте вполне можно обойтись вспышкой общего назначения. Очень желательно иметь вспышку, полностью согласованную с камерой и обеспечивающую работу в режиме TTL, она почти полностью снимает заботы о правильности экспозиции. Несколько сложнее работать с автоматическими вспышками, не поддерживающими режим TTL и уж совсем худо, когда требуется ручное управление. Наличие поворотного рефлектора с большим отрицательным углом его отклонения очень желательно.

  • Из другого оборудования необходимо упомянуть монопод - он в ряде случаев очень полезен, так как гасит колебания в вертикальной плоскости и облегчает наводку на резкость.

  • Штатив для нашего случая практически непригоден.
    Кофр или фоторюкзак необходимы, а что выбрать дело вкуса.

  • Очень полезен выносной кронштейн для вспышки и соответствующий TTL кабель.

  • Желательно так же использование отражающих экранов для подсветки теней.

Всё перечисленное выше важно, но главное условие получения достойных результатов – ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ и труд.

Приступая к съёмкам насекомых, следует учесть, что чем выше температура окружающего воздуха, тем они подвижней и тем труднее их снимать. Лучшее время утро, когда солнце уже осушило росу, но ещё не прогрело воздух или ближе к вечеру, когда становится прохладней, но ещё достаточно светло и дневные насекомые не спрятались.

Именно ближе к вечеру мне и попала на глаза зелёная саранча. Снимать зелёное насекомое на фоне травы или кустов не хотелось. Решил посадить её на плоскую и слегка наклонную крышу старенькой польской палатки и дать возможность свободно ползать.

На штатный zoom 28-70 своей Minolt- ы X-300s, в которую была заряжена плёнка KONIKA VX200 , закрепил сразу две ахроматичных насадочных линзы советского производства, установил диафрагму 22 и перевёл объектив в положение макро 1:4 . На камеру поставил вспышку Unomat B24 TAC, задал автоматический режим, поставив регулятор на зелёный индекс, рефлектор поставил на 0, прикрепил к нему изолентой небольшой лист белой бумаги для отклонения светового потока вниз и началось…

Модель никак не хотела даже кратковременно остановиться, поэтому нечего было и мечтать об отслеживании фокусировки с помощью кольца наводки на резкость.

Всё внимание было сосредоточено на кадрировании, а резкость наводилась перемещением аппарата вслед за моделью. При этом расстояние от насадочной линзы до саранчи было около 50-60 мм.

К счастью, это обстоятельство нисколько её не беспокоило, никакой реакции не было и на вспышку. Мне просто повезло, было всего около 15 градусов, а для прыжков и полётов, видимо, требовалось больше. Дубль следовал за дублем, а она гуляет себе по палатке… Пришлось, правда, несколько раз аккуратно пересаживать её в исходную позицию во избежание приближения к вертикальному скату. От постоянного напряжения и неудобной позы фотограф устал гораздо раньше модели, да и плёнка в камере незаметно кончилась. Героиня, к которой все утратили интерес, ещё немного побродила по палатке, а потом в добром здравии спокойно удалилась. Это был один из первых моих опытов подобной съёмки и потому не терпелось узнать результат. Считаю его вполне удачным, тем более что применявшаяся техника, мягко говоря, не совсем соответствовала вышеперечисленным рекомендациям.

Из 30 снятых кадров лишь три оказались приемлемыми по композиции и резкости. Один из них был отпечатан для персональной выставки (Фото1 ), а затем послужил заставкой на телеэкране Волынской областной телестудии, а остальные украсили семейный альбом.

Съёмку майских жуков проводил в тёплый, солнечный, июньский день после окончания утренней рыбалки. Женщины принялись за уху, рыбаки разлеглись в тенёчке, а я направился в ближайший лесок на свидание к старым знакомцам.

На этот раз у меня был Nikon F70 c объективом Tamron 28-200. На объективе, установленном в положение 135мм., закрепил насадочную линзу Kaiser close UP+3, поставил диафрагму 22. Аппарат, заряженный плёнкой KODAK profoto 100, перевёл в режим приоритета диафрагмы, установил на него вспышку SB-26, настроенную на режим TTL, и отклонил рефлектор максимально вниз.

Днём жуки отдыхают в кронах деревьев, явно предпочитая молодые берёзы. Вот с этих берёз я и насобирал их с три десятка в полиэтиленовый пакет. Достаточно тряхнуть молодое деревце и град жуков без всякого для себя ущерба падает в мягкую траву, только собирай.

Предварительно было подготовлено место съёмки, для чего на лесной полянке в землю воткнул сухую ветку с наклоном около 35-40 градусов. Место было выбрано с таким расчётом, что бы фон на снимке был неоднородно окрашен. Это был участок мха с песчаными проплешинами.

При определении диафрагмы главным условием было не пересветиь объект и фон за счёт естественного солнечного света, для чего и был сделан замер с выключенной вспышкой. Вспышка работала в трёхмерном мультисенсорном сбалансированном режиме вспышки-подсветки и, как выяснилось позже, отлично справилась с задачей.

Жуков из пакета сажал на ветку и направлял вверх по ней. Они не возражали и тихонько ползли. Я тем временем наводил резкость на вершину ветки и ждал. Расстояние от насадочной линзы до объекта съёмки составляло около 20-30см. Жук приблизившись к концу ветки, расправлял антенны на кончиках своих рожек, поднимал надкрылья и стремительно взмывал в воздух на прозрачных и тонких крыльях, размах которых казался неправдоподобно большим. При этом, если первая фаза подготовки к полёту, до подъёма надкрыльев, протекала относительно медленно, то вторая неуловимо быстро. Более того, некоторые жуки норовили взлететь не добравшись до самой вершины. Я всё время переживал, что из за ничтожной глубины резкости в фокусе оказывались либо красивая меховая шубка, в которую, не смотря на лето, одеты брюшко, бока и частично голова жука ( Фото 2), либо антенны, каждая из которых состоит из 7 ветвей ( Фото 3). Оказалось, что оба варианта на фотографии смотрятся не плохо. Более того, благодаря малой глубине резкости фон вышел настолько размытым, что жук явственно отделился от него и это добавило снимку художественности.

Несмотря на все мои старания, в этот раз не удалось получить приемлемого по качеству снимка, взлетающего жука, но это впереди.

Увлечённость макросъёмкой сделала своё дело и я приобрёл отличный макрообъектив SIGMA 105/2,8. С его помощью снята улитка на срезе старого пня (Фото 4).
Было яркое солнечное утро и вспышка не потребовалась. А вот зачем улитка влезла на пенёк, следует спросить у неё – фотограф тут не виноват. Условия съёмки указаны на подписи к фотографии.

По просьбе администрации выставочного зала ТУШИНО, где проходила выставка
« ЭКЗОТИЧЕСКИХ НАСЕКОМЫХ», для неё было сделано несколько снимков. По моей просьбе биолог МГУ извлёк из террариума МЕКСИКАНСКОГО КРАСНОКОЛЕННОГО паука и, к изумлению публики, пустил его поползать сначала по руке, а затем и по свитеру.

До того как ядовитый красавец добрался до шеи хозяина, удалось сделать с десяток дублей. Тут пришлось отложить фотоаппарат и помогать согнать паука на руку, подставленную бесстрашным биологом. Оказалось, что шерстка, покрывающая тело «ужасного зверя» необычайно мягкая, приятная на ощупь. Возможно, поэтому паук сразу показался красавчиком и совершенно нестрашным (Фото 5).Не все знают, что стрекозы большую часть жизни проводят под водой и при этом совершенно на себя не похожи. На свет божий они выползают в виде некрасивых, даже страшных, грязнозелёных козявок (личинок), которые покинув водную стихию закрепляются на камышинках, ближайших деревьях, а то и на палатках туристов, в защищённом от ветра месте. На нашей палатке им больше всего понравились внутренние части оранжевых полотнищ тамбура. После того как личинка слегка обсохнет, спинка её разрывается и оттуда вылезает стрекоза со сморщенными, прижатыми к туловищу крыльями. Через некоторое время, под давлением крови, они расправляются и стрекоза принимает привычный для нас вид, но ещё не может летать. Крылья прежде должны подсохнуть и затвердеть. Вот такой момент первых мгновений жизни юной стрекозы мне и удалось зафиксировать (Фото 6).

Снимать внутри палатки не хотелось и я долго выискивал подходящую модель на прибрежных камышах озера Островитное в Псковской области.
Единственная сложность съёмки такой модели, найти объект и изогнуться в нужное для кадрирования положение, а уж количество дублей зависит лишь от вашего терпения и количества припасённой плёнки. Всё это время насекомое совершенно неподвижно и беззащитно, поэтому то и старается спрятаться в укромное место.

Упаси Вас бог попытаться пересадить только что явившуюся на свет стрекозу на другое, более удобное для съёмки место – для неё это верная смерть, да и не удастся. Ведь личинка, на которой сидит стрекоза, пустая, мёртвая, а, значит, будучи оторванной от насиженного места уже не сможет держаться в другом и упадёт. Напрасно погубите невинную душу.


Подписи к фотографиям:

1. Cаранча: Фото № 1 « Монстр» Minolta 300s, объектив Minolta 28-70, установленный в положение макросъёмка 1:4 + две ахроматических насадочных линзы, f 22, вспышка Unomat 24 TAC, плёнка Konica VX200,выдержка 1/60.

2.Майский жук с фокусом на шёрстке: Фото № 2 « Лето, а он в шубе» Nikon F70, объектив Tamron 28-200 LD , установленный на фокус 135мм. + насадочная линза Kaiser close UP+3, f 22, вспышка Nikon SB-26, плёнка Kodak profoto 100,
выдержка 1/125 .

3. Улитка: Фото № 4 « Всё своё ношу с собой» Nikon F70, макрообъектив
Sigma 105/2,8 ; f22, плёнка Konica VX200 ,выдержка 1/250

4. Паук: Фото № 5 «Красноколенный паук, Brachypelma smithi» Nikon F70, объектив Tamron 28-200 LD, установленный на фокус 135+ насадочная линза Kaiser close UP+3, f22, вспышка Nikon SB-26, плёнка Konica centuria-s 200, выдержка 1/60

5. Стрекоза: Фото № 6 «Лететь пока не могу, крылья не готовы» Nikon F70, объектив Tamron 28-200. установленный на фокус 135мм. + насадочная линза
Kaiser close UP+3, f 22, вспышка Nikon SB-26, плёнка Konica centuria-s 200,
выдержка 1/125.
 

Панаев В.А. 31.12.03

ФОТОДЕЛО №2 за 2004г. стр. 74- 79

Наверх