Главная

Наши авторы

Наша галерея

Наши публикации

Фотошкола

Галереи Москвы

Музеи Москвы

Фототовары

Фотолаборатории

Фотоклубы

Контакты

Гостевая книга

Форум

  Поиск слов в тексте

 

Поиск фотографий

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дизайн и программирование www.kasatik.ru

© 2006 г.

 

 

Назад

Публикации членов фотоклуба


Великий волшебник.
 

Фото 1. Острова едва видно.

У природы нет плохой погоды. Это утверждение, содержащееся в словах известной песни, ни у кого не вызывают возражений пока дело не доходит до фотографии. К сожалению, многие начинающие фотолюбители убирают свои аппараты, как только солнце покидает небосвод. Профессиональные же фотографы и большинство «продвинутых» любителей прекрасно знают, что не только ясным солнечным днём, но и в самую пасмурную погоду, и дождливым вечером, и глухой ночью может быть снято множество интересных сюжетов. Более того, многие мастера пейзажной фотографии частенько предпочитают именно ненастную погоду, а подавляющее большинство из них никогда не упустит возможности поснимать в тумане. Это и не удивительно, ибо, когда на землю опускается ВЕЛИКИЙ ВОЛШЕБНИК - ТУМАН, всё вокруг преображается и для творчества фотографа наступает по истине золотая пора.

Самый обычный пейзаж, не отличавшийся при ярком солнечном свете изысканностью, в белёсой пелене тумана вдруг приобретает особую образность, а порой и таинственность.
Туман прекрасно разделяет планы, добавляет снимку воздушности, рождает необычайные оптические эффекты. Всё это способствует созданию в снимке того самого настроения, которое так высоко ценится в художественной фотографии.

Фото 2. Туман проявил паутину.

Однако не всё так просто, съёмка в тумане имеет целый ряд особенностей и порой представляет определённые сложности не только для начинающих.
В настоящей статье автор старался осветить, по мере возможности, большинство наиболее важных и часто встречающихся вопросов и предостеречь от типичных ошибок, допускаемых при съёмке в тумане.

Прежде всего, давайте разберёмся, а что же такое этот самый туман?

Из школьного курса физики мы знаем, что вода, может находиться в одном из трёх состояний: твёрдом – это всем знакомые лёд и снег, жидком - это наиболее привычный её вид и газообразном.
В газообразном состоянии вода совершенно прозрачна и потому не видна, хотя постоянно присутствует в воздухе и чем выше его температура, тем большее количество газообразной воды может в нём содержаться.

Относительная влажность, о которой нам ежедневно толкуют в метеосводках по радио и телевидению, это отношение фактического количества воды в воздухе к максимально возможному её содержанию в нём при данной температуре. Как только этот максимум превышен, в воздухе появляется жидкая вода в виде мельчайших капелек, которые могут расти и, в конце концов, выпасть на землю в виде росы, дождя, снега или града.

Важно понимать, что лёгкие облака, плывущие над нами солнечным днём, грозовые тучи, низвергающие на землю потоки воды и порой секущие её градом, вырывающийся из закипевшего чайника «пар», всё это и есть туман, отличающийся от нашего великого волшебника лишь местом расположения, содержанием воды, размером её капелек да температурой.

Если кратко, то туман это взвесь в воздухе миллиардов мельчайших капелек воды, которые сконденсировались (выделились) из него при понижении температуры до значения, при котором относительная влажность воздуха превысила 100%.

Эти мельчайшие капли существенно снижают прозрачность воздуха, рассеивают (особенно интенсивно коротковолновую, сине-фиолетовую составляющую спектра) и поглощают часть проходящего света (в первую очередь длинноволновый, оранжево-красный его диапазон). Как следствие, общая освещённость резко падает и существенно возрастает цветовая температура.

Фото 3. Плотность плетения.

В густом тумане, при отсутствии солнца фотографу приходится работать в условиях самого низкоконтрастного освещения с явным преобладанием в нём синих тонов. Туман уменьшает резкость изображения, цвета «размываются», утрачивают интенсивность и переходят в пастельные тона.

В этих условиях лучше снимать на цветную, а не на черно-белую пленку, хотя и она позволяет получить очень эмоциональные снимки, если немного усилить контраст во время проявления. Важно сохранить при печати все градации серого и не провалить света. Устранить излишнюю синеву при съёмке на цветную плёнку поможет слабый соломенно-желтый светофильтр типа 81А или 81В или цветокоррекция при печати.

Владельцы цифровых камер должны особо позаботиться о правильной установке баланса белого, что может быть сделано самыми разными способами, в зависимости от модели аппарата.

Прекрасные результаты даст применение фильтра ExpoDisc, который обеспечит ещё и определение идеальной экспозиции методом измерения падающего света (применим и для плёночных камер, оснащённых системой TTL). При отсутствии этого, прямо скажем, не дешёвого устройства можно рекомендовать экспонирование по серой карте, яркости тыльной стороны кисти вашей руки или наиболее светлому участку снимаемой картины.

Для гарантии целесообразно сделать несколько дублей, взяв результаты замера в экспозиционную вилку на полступени, а то и целую ступень, диафрагмы в каждую сторону. Владельцам цифровых аппаратов, оснащённых брекетингом баланса белого, рекомендуем воспользоваться им, а правильность экспозиции они смогут оценить по гистограмме или сразу же просмотрев отснятое на дисплее камеры.

Фото 4. Солнце довольно высоко. 

Прекрасный вариант использование формата RAW, если камера его поддерживает, а ёмкость карты (карт) памяти достаточна и разрешает не сильно беспокоится о количестве кадров, которые вы сможете отснять в ходе предстоящей фотосессии. «Сырой» файл позволит при послесъёмочной обработке исправить и баланс белого, и экспозиционную ошибку.

Если съёмка происходит ранним утром, да ещё в лесу или на слабо освещённых улицах города, то может потребоваться столь длинная выдержка, что от «шевелёнки» спасёт только штатив. Альтернативой его использования, и то не всегда, может быть применение высокочувствительной плёнки (матрицы), но такое решение чревато ростом зерна в плёночной фотографии или шума при цифровой съёмке, а значит, будьте готовы к снижению качества изображения. Автору этих строк пришлось пойти на такую жертву и поднять чувствительность матрицы на своём NIKON D70 до ISO 1600, когда снимать «Хрустальный гамак» он был вынужден без штатива.

Снимая в тумане, особенно если он весьма плотный, постоянно помните о его маскирующих свойствах, из за которых, при отсутствии на фотографии какого либо достаточно контрастного и резкого объекта на переднем плане, вы рискуете получить тусклое, мало выразительное, плоское изображение, которое зрителями легко может быть принято за технический брак.

Фото 5. Флот на берегу, а мокры.

Безусловно, передний план должен гармонично сочетаться с остальными фрагментами картины или наоборот резко им контрастировать, тут выбор за автором снимка, но важно что бы он был. Именно достаточно контрастный передний план во взаимодействии с линейной, воздушной и тональной перспективой, усиленной туманом, подчеркнёт глубину пространства на вашем снимке, наполнит его воздухом.

С другой стороны, плотный туман или достаточный слой более «жидкого» лучше любой ширмы способен скрыть от объектива камеры не нужные детали второго плана или фон, который в условиях лучшей видимости может мешать воплощению вашего творческого замысла. Это способствует созданию интересных, лаконичных композиций, приковывающих взгляд зрителя своей поэтичностью и недосказанностью буквально из двух трёх предметов.

Сюжетов с туманом в кадре может быть величайшее множество и дать советы по съёмке каждого варианта задача не реальная, но есть несколько универсальных рекомендаций.

Фото 6. Видимость уже больше 1.

Прежде всего, следует так выбирать направление съёмки по отношению к источнику света, что бы туман был светлее окружающих предметов и казался светящимся воздушным. Лучшие результаты получаются при не очень ярком контровом и заднебоковом свете. Прекрасно выглядят в таком свете лёгкие струи тумана, поднимающиеся утром над гладью озера или реки.

При отсутствии такой подсветки и рассеянном освещении туман на фотографии, особенно черно-белой, часто выглядит как пылевое облако или тёмный и совершенно неуместный дым. Такое иногда случается так же, когда на фоне плотного утреннего тумана, подсвеченного контровым светом низкого солнца, выделяются менее освещённые его «клочья» оторванные от общей массы. В этом случае лучшие результаты дал бы прямой фронтальный или переднебоковой свет, но переместить солнце фотограф не в силах и ему остаётся только ждать, пока солнце не займёт нужного положения.

Фото 7. Хрустальный гамак.

Как только солнце поднимется достаточно высоко и начнёт проглядываться сквозь редеющий туман, его сначала почти белый диск, станет затем бледно – жёлтым, диаметр светила покажется преувеличено большим, а туман, просвеченный солнцем, придаст всей картине общую теплую окраску. Немедленно хватайтесь за телеобъектив или переводите зум на максимальный фокус, что бы усилить эффект и сделать солнце ещё большим. Желательно ещё накануне продумать композицию такого снимка и присмотреть несколько объектов для её построения.

Если вам посчастливится утром оказаться высоко в горах или на вершине холма, то, поснимав вдоволь в туманной мгле, дождитесь момента, когда солнце осветит вершины и поглотит на них туман. Ловите момент, когда его последние «клочья», цепляясь за выступы скал и опускаясь вниз, окажутся ниже вершин деревьев или строений. Стоя над облаками, вы сможете сделать снимки, на которых всё это будет казаться островками среди белёсого моря тумана.

Не забудьте включить в кадр синеву неба и пару, освещённых солнцем предметов на переднем плане.

Не исключено, что в открывшейся картине будут большие перепады яркостей и высокий контраст. Не скупитесь на дубли, вводите экспозиционные поправки, или многократно меняйте точки замера экспозиции и применяйте брекетинг в полступени диафрагмы относительно каждой из них. Владельцам камер, не имеющих такого режима, рекомендую перейти на ручные настройки или обманывать автоматику, устанавливая чувствительность плёнки отличную от фактической. Это позволит дома, в спокойной обстановке выбрать несколько снимков с наилучшей проработкой деталей в светах и тенях.

Превосходно будет смотреться на фотографии вечерний туман, опускающийся на водную поверхность и своей пеленой оттеняющий камыши, без него почти сливавшиеся с лесом на дальнем плане. Не хуже будет выглядеть картина, где туман тонкими прослойками ложится в низину или на заливной луг, отделяя стога на переднем плане от уходящих в дымку деталей ландшафта.

Фото 8. Рождение облаков.

Замечательно выглядит картина рождения облаков, которые после тёплого дождя начинают у вас на глазах подниматься прямо среди деревьев ближайшего лесочка, контрастируя с тёмной листвой или стройными громадами елей.

Порой светлые облака начинают струями подниматься от земли прямо во время дождя, создавая немыслимые узоры на фоне тёмнымных туч, закрывающих весь горизонт. Не упустите момент, когда, прорвавшись сквозь них, солнечный луч на мгновение осветит маковку дальней церквушки или светлым пятном ляжет на хлебную ниву на ближнем взгорке.

Кто не видел парящего после дождя нагретого солнцем асфальта? Остаётся поймать в кадр весёлого мальчугана босяком шлёпающего по лужам и снимок готов. Да мало ли интересных вариантов.

В таких ситуациях вам, скорее всего, потребуется широкоугольник, а с экспонированием и балансом белого проблем не возникнет, так как условия съёмки близки к самым обычным.

Любителям макросъёмки туман оставит на листьях деревьев, траве и лепестках цветов капельки самых разных размеров. В контровом свете они засверкают не хуже бриллиантов, украсив главный объект, или как зеркало, отразив ближайшие предметы, сами станут зрительным центром снимка.

Фото 9. Небеса.

Не забудьте и о «проявляющих» способностях великого волшебника.

Посмотрите, как проявляются и сияют лучи солнца, пробившиеся сквозь кроны деревьев в заполненный редеющим туманом полог леса.

Туманным утром, идя по лесной тропинке, или среди высокой травы луга оглянитесь вокруг. Благодаря мельчайшим капелькам росы вам откроются невидимые, в ясную погоду тончайшие нити ловчих сетей огромной армии малюсеньких защитников леса - пауков, которые оплели ими всё вокруг. Вас удивит разнообразие конструкций их ловушек, плотность плетения и размеры некоторых из них. И в траве, и на ветвях деревьев мух и комаров ждёт засада. Охотников не видно, они сами, как и их потенциальная добыча до лучших времён прячутся от намокания в норках, укромных уголках, под листьями. Снимайте пока их ловушки вместе с попавшими в них листиками и травинками.

Если повезёт, вы найдёте паутину с нанизанными на её нити неправдоподобно большими каплями, похожими на жемчужины или хрустальные бусы. Не теряйте времени на раздумья, устанавливайте штатив так, что бы капли заиграли в контровом свете, а вся гирлянда проектировалась на тёмный фон и снимайте, снимайте. Ваш главный противник в этой ситуации ветер. Даже слабые его дуновения заставляют вибрировать и качаться объект съёмки. Если ему нет достойной замены, расположенной в затишке, проявите терпение и выберете спокойный момент между порывами ветра. Сделайте несколько дублей, примите все доступные меры для сокращения выдержки. Не бойтесь полностью открыть диафрагму, размытый фон только украсит снимок. Очень полезным окажется выносной шнур, поддерживающий режим TTL, для внешней вспышки. С его помощью вы сможете подсветить паутину заднебоковым, почти контровым светом, оставив фон без подсветки. Если нет такого шнура, можно воспользоваться вынесенной внешней вспышкой со светосинхронизатором, установив на ней автоматический не TTL режим и осуществляя поджиг от встроенной вспышки. Брекетинг и дубли обеспечат качественный результат.

Одна из серьезнейших проблем при фотографировани в тумане - защита фотоаппаратуры. Она усугубляется если, рассчитывая на утренний туман, вы решили провести ночь на открытом воздухе или в палатке, что с точки зрения защиты аппаратуры практически равноценно.
Ночью при значительном понижении температуры сконденсировавшаяся вода может осесть в виде росы не только на все окружающие предметы, но и на детали, находящиеся как снаружи, так и внутри фотокамеры. Особенно это опасно для цифровых камер, не обладающих герметичностью, так как может привести к повреждению матриц и другой электронной начинки.

Фото 10. Ох рано встаёт охрана.

Выход прост, старайтесь не подвергать аппаратуру резким колебаниям температуры, храните её в надёжном кофре, на дне которого лежит холщёвый мешочек с силикагелем или другим водопоглатителем. Если вы прибыли к месту ночёвки на автомобиле, оставьте кофр в его салоне.
С компактной камерой и того проще, её можно на ночь взять с собой в спальный мешок, что сразу решит две проблемы.

Выходя на съёмку в тумане, особенно очень плотном, постарайтесь, что бы ваша фотокамера была хотя бы чуть, чуть теплее окружающего воздуха. Это исключит запотевание объектива, которое ведёт к полной потере резкости. Небольшой, герметичный, пластиковый флакон с тёплой водой, положенный в кофр вечером или хотя бы за час до выхода на пленер, спасёт положение.
Снимая ранним утром в лесу или под деревьями, будьте особенно осторожны, так как внезапно налетевший ветерок, может обрушить на вас и вашу аппаратуру целый ливень из капель росы, собравшейся на их листьях. Такой же, но уже гарантированный, душ ждёт вас при продвижении через кустарник, камыш или высокую траву.

Отправляясь в предрассветной мгле в горы или на вершину холма, вы можете неожиданно войти в зону настолько плотного тумана, что окажетесь внутри настоящего, готового вот, вот пролиться дождевого облака. Концентрация ставших уже визуально различимыми капель тумана в нём настолько высока, что всё вокруг буквально пропитано влагой. Это почти морось и хотя вроде бы нет дождя ваша одежда в течение буквально несколько минут становится волглой. В украинском языке такое состояние атмосферы очень удачно характеризуется словом «мряка». Такое случается и в низинах, реже на равнинах. В таких условиях впору заключать аппарат в подводный бокс, но можно обойтись и полиэтиленовым пакетом с отверстием для объектива. Нужно только следить, что бы капли не попали на стекло защитного фильтра, одетого на объектив, который полезен всегда, а при съёмке в тумане совершенно необходим. На худой конец, можно спрятать камеру под одеждой и вынимать только для того, что бы, рискнув ею, снять необычайный, редкостный кадр.

Фото 11. На зорьке.

Если уберечь аппаратуру от попадания капель не удалось, как можно скорее удалите их с помощью мягкой х/б салфетки, несколько штук которых должны непременно входить в ваш арсенал, и при первой возможности, как можно скорее всё просушите.

И последнее. Больше снимайте, смелее экспериментируйте, НЕ БОЙТЕСЬ НЕУДАЧЬ, анализируйте их причины, за неудачами непременно последуют успехи. Терпение и труд, труд, и ещё раз настойчивый труд. В фотографии, как и в любом другом искусстве, мастерство достигается упражнением.

Чаще выезжайте на природу, помните ВРЕМЯ, ПРОВЕДЁННОЕ В КОНТАКТЕ С НЕЙ, БОГ В ЗАЧЁТ НЕ БЕРЁТ. Творческих вам успехов.
 

Владимир Панаев.


«ФОТОДЕЛО» № 10 за 2005 г.стр.4, 66-71 под названием «ФОТОГРАФ В ТУМАНЕ»

 

Наверх