Главная

Наши авторы

Наша галерея

Наши публикации

Фотошкола

Галереи Москвы

Музеи Москвы

Фототовары

Фотолаборатории

Фотоклубы

Контакты

Гостевая книга

Форум

  Поиск слов в тексте

 

Поиск фотографий

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дизайн и программирование www.kasatik.ru

© 2006 г.

 

 

Назад

Публикации членов фотоклуба


 

Статья опубликована как ГЛАВА 3 «Фотографическая техника» методического пособия «ОТ СОЗЕРЦАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ», изданного МИОО по результатам одноимённого конкурса в 2004 г.
 

Фотографическая техника.
 

Очень часто начинающие, да и не только начинающие, фотографы пытаются списать свои неудачи на «недостаточно совершенную аппаратуру» и наоборот, успехи своих товарищей приписать исключительно «продвинутости» их фотоаппаратов.

Не торопитесь, всегда помните, что СНИМАЕТ НЕ ФОТОАППАРАТ, А ФОТОГРАФ. Наслаждаясь шедеврами фотомастеров прошлого и тем более позапрошлого века, вспомните, какая техника была в их руках, и устыдитесь поспешности своих выводов.

Фотоаппарат всего лишь инструмент и получаемый с его помощью результат почти всецело зависит от мастерства владельца. ПОЧТИ, так как совершенная аппаратура, В УМЕЛЫХ РУКАХ, позволяет фотографу сосредоточиться в основном на творческих моментах съёмки, а технические проблемы, во всяком случае, их большинство, предоставить автоматике камеры, внося в её работу по мере надобности необходимые поправки.

 

ФОТОАППАРАТ.

Начиная разговор о технике, попробуем сначала разобраться с ВЫБОРОМ МАЛОФОРМАТНОГО ФОТОАППАРАТА, который будет использоваться для создания КОНКУРСНЫХ СНИМКОВ.
Вы же помните, выставочный формат 30х45см. и это существенно сужает выбор, особенно цифровых фотоаппаратов.

Средне и, тем более крупноформатные фотоаппараты останутся за рамками нашего рассмотрения потому, что они являются инструментами, главным образом, профессионалов, снимающих в студийных условиях, более громоздки, менее оперативны и, при прочих равных условиях, гораздо дороже своих узкоплёночных аналогов. Цифровые камеры такого класса по стоимости и вовсе недоступны аудитории, на которую рассчитано настоящее пособие.

Первый вопрос: ПЛЁНКА или «ЦИФРА»?

Ныне цифровая аппаратура достигла такого уровня, что позволяет получать фотографии профессионального качества, размеры которых труднодостижимы для традиционной узкоплёночной техники.

Если рассуждать без сопоставления величины необходимых затрат, а только с точки зрения качества получаемого изображения, эти варианты практически РАВНОЦЕННЫ. Плюсы и минусы есть у каждого. Но корректным сравнение будет только при учёте стоимостных характеристик.

 

ПЛЁНОЧНЫЕ ФОТОАППАРАТЫ

Главными достоинствами ПЛЁНОЧНЫХ аппаратов являются:

1. высокое разрешение плёнки и качество получаемого изображения;

2. относительная простота в использовании;

3. развитая структура сервисного обслуживания;

4. традиционность.

Главными НЕДОСТАТКАМИ таких аппаратов можно считать;

1. ЗАДЕРЖКУ получения изображения. То есть невозможность до проявления отснятого
материала реально оценить результаты съёмки и внести необходимые изменения. Это заставляет фотографа делать массу дублей, особенно в тех случаях, когда в последующем повторить съёмку данного сюжета затруднительно;

2. относительно низкая оперативность передачи и использовании отснятого материала в
полиграфической печати и СМИ;

3. необходимость проведения дополнительных работ и использования специального
оборудования для оцифровки изображений с целью последующей компьютерной
обработки или передачи на большие расстояния;

4. большая трудоёмкость очистки отсканированных изображений от следов пыли царапин и других дефектов плёнки. Наличие в современных сканерах специальных программ автоматического удаления таких дефектов не полностью решают проблему.

5. относительная сложность длительного хранения отснятого материала и сложность поиска в
фотографических архивах нужных документов.

 

ВЫБИРАЕМ ПЛЁНОЧНУЮ КАМЕРУ
 

Среди плёночных камер для создания ХУДОЖЕСТВЕННЫХ снимков следует предпочесть ЗЕРКАЛЬНЫЕ аппараты, так как они, в отличие от компактных и дальномерных, обеспечивают более точное кадрирование и позволяют легко использовать сменную оптику. Последнее обстоятельство настолько расширяет творческие возможности, что его трудно переоценить.

Из зеркальных, при прочих равных условиях, следует выбрать:
1. Автофокусные камеры с TTL экспонометрической автоматикой, имеющие режимы:

А (приоритет диафрагмы), S(приоритет выдержки) и M( ручной режим).

Ценность наличия режима «М» особенно возрастает, если камера способно производить точечный замер экспозиции.

2. С затвором, способным отрабатывать выдержки от 1 до 1/1000 секунды. Чем шире этот диапазон, тем лучше. Для большинства случаев достаточно диапазона 1/10 – 1/500 сек.

3. С наиболее короткой выдержкой полного открытия кадрового окна (синхронизации со вспышкой). Желательно 1/125 и короче.

4. Наличием режима мультиэкспозиции (возможности неоднократной съёмки на один кадр) и наличием репитера диафрагмы (позволяет визуально оценить глубину резкости за счёт закрытия прыгающей диафрагмы до заданной величины до спуска затвора).

5. С наибольшей скоростью серийной съёмки.
Примечание:

а. Критерии выбора расположены в порядке убывания степени важности рассматриваемых параметров.

б. Наличие в камере дополнительных, редкоиспользуемых функций, ведёт к её удорожанию без существенного улучшения реальных потребительских свойств.
в. Мы умышленно не называем конкретные марки и модели камер (в каждой ценовой категории, у разных производителей, различия между предлагаемыми камерами совершенно незначительны и носят, если так можно сказать, чисто «косметический» характер). Ваш выбор должен быть осознанным поэтому мы говорим лишь о наиболее важных, с точки зрения выбора, технических параметрах. Подробные описания различных моделей камер, их технические характеристики, анализ и сравнение этих характеристик имеются практически каждом фотографическом журнале( «ФОТО-ВИДЕО», «ФОТОМАГАЗИН», «ФОТОДЕЛО», «ПОТРЕБИТЕЛЬ ФОТОТЕХНИКА») и др..

Оценка дизайна камеры, её «ухватистости» дело вкуса каждого и именно она зачастую определяют выбор среди «близнецов» по техническим характеристикам.

 

ОБЪЕКТИВ
 

Являясь наиболее важной частью фотоаппарата, именно он строит изображение. От многих и, прежде всего оптических качеств объектива, зависит качество получаемого снимка, то есть результат всей вашей работы.

Самой распространенной ошибкой является покупка дорогой, оснащённой всеми вообразимыми функциональными возможностями камеры и установка на неё второсортного, дешевого объектива, так как денег на достойный уже нет.

Ныне выбор объективов для камер любых производителей огромен от светосильных и очень дорогих, профессиональных, до, относительно дешевых, любительских «бюджетных». При этом качество «бюджетной» оптики весьма высоко. Ещё совсем недавно даже профессионалы не мечтали о таком.

Как правило, вопрос сводится к выбору между ЗУМАМИ (объективами с переменным фокусным расстоянием) и объективами с фиксированным фокусом или, как их часто называют «дискретниками».

В свою очередь среди зумов есть объективы с разными пределами изменения фокусного расстояния (кратностью) и разной светосилой. У некоторых относительное отверстие в процессе зуммирования существенно уменьшается у других остаётся неизменным (стоят такие объективы существенно дороже). Так что же выбрать?

Многое зависит от поставленных задач, условий съёмки и, в большой степени, от возможностей бюджета. Будем условно считать, что Вы не относите себя к числу высоких профессионалов, а средства Ваши достаточно ограничены, поэтому рассмотрим, главным образом, «бюджетные» зумы.
Для того, что бы Ваш выбор был осознанным, рассмотрим их достоинства и недостатки, ибо нет плюсов без минусов.

К несомненным достоинствам зумов с большой кратностью, прежде всего, относится их КОМПАКТНОСТЬ. Ведь один объектив 28-200, а тем более 28-300, заменяет сразу несколько объективов с фиксированным фокусом или, как минимум, два, если мы в качестве альтернативы возьмём распространённые зумы меньшей кратности, например 28-80 плюс 80-200.

Это не только существенно МЕНЬШИЙ ВЕС И ОБЪЁМ аппаратуры, а в путешествиях и походах это трудно переоценить, но, и, что особенно важно, несравненно БОЛЬШАЯ ОПЕРАТИВНОСТЬ. Ведь обладатель большого количества объективов вынужден то и дело их менять, в то время как его коллега, не отрываясь от окуляра одним движением то приближает удалённый объект, то, смеха ради, начинает на коротком фокусе снимать возню своего собрата с объективами, их крышками, чехлами, кофрами и прочими причиндалами. Кроме того, каждая смена объектива сопровождается попаданием вездесущей пыли внутрь аппарата, что чревато неприятными последствиями.

Следует отметить, что максимальное значение фокусного расстояния, указанное на оправе зумов соответствует действительности только при наводке на удалённые предметы и несколько уменьшается при уменьшении расстояния фокусировки.

Серьёзным и, пожалуй, главным минусом таких объективов является их относительно низкая светосила по сравнению с «дискретниками» (но не зумами меньшей кратности) и отсюда некоторые сложности, возникающие при съёмке в условиях низкой освещённости. Тут уж, применительно к условиям съёмки, выбор за Вами: - штатив, более чувствительная плёнка, вспышка или их сочетание должны придти на помощь.

Разговоры о невысокой резкости зумов возникают от незнания простейшего правила. Выдержка в секундах должна быть короче, чем величина, полученная от деления единицы на установленное при съёмке фокусное расстояние в миллиметрах. Иначе говоря, если Вы снимаете на фокусе 300мм., то, для получения приемлемой резкости, извольте установить выдержку не длиннее 1/300 секунды, а диафрагма определится по результатам экспозамера. Если же Вы снимаете, находясь в движущемся транспорте, то потребуется ещё более короткая выдержка, в зависимости от плавности его хода и твердости Вашей руки. В случаях, когда не хватает света для использования коротких выдержек, придётся раскрыть диафрагму или использовать плёнку большей чувствительности.

Невыполнение этого условия приводит к банальной «шевелёнке». А доморощенные МЭТРЫ, как обычно, списывая свои ошибки больной головы на здоровую и обвиняют во всех грехах ни в чём не повинные объективы.

Современные технологии позволяют за счёт использования асферических линз, линз из стекла со сверхнизкой дисперсией и многослойного просветления, наносимого на все линзы, создавать зум-объективы, которые обеспечивают оптическое качество, которое и не снилось 20-25 лет назад создателям лучших, по тем временам, объективов с фиксированным фокусом. Косвенным подтверждением достоинств зумов большой кратности является включение их в производственную программу ведущих производителей фототехники, в том числе и для профессионалов.

Следует признать, что, поскольку технологические достижения применяются для всего диапазона оптики, по-прежнему объективы с меньшим диапазоном изменения фокуса и, тем более, «дискретники» обладают несколько лучшими параметрами. Различия эти минимальны (при печати в форматах до 30х45 включительно не специалист их просто не увидит) и проявляются, главным образом в большей светосиле и цене.

И ещё один довод в пользу зумов большой кратности, даже фирменный объектив 28-200 (28-300) дешевле, чем любые два перекрывающие этот же диапазон фокусных расстояний

Для пейзажной съёмки, наиболее часто, используются объективы с фокусом 24 – 28мм.

В репортажной съёмке порой требуется ещё более короткий (20 – 24 мм) фокус. Более короткофокусные объективы применяются, как правило, в специальных видах съёмки и зачастую настолько искажают перспективу, что знакомые предметы на снимках выглядят непривычно. Однако именно это их свойство позволяет создавать особые художественные эффекты, недостижимые с более длиннофокусной оптикой.

Необходимо отметить, что с уменьшением фокусного расстояния, при сохранении светосилы, существенно увеличиваются не только наружные габариты объективов, но и диаметр резьбы под светофильтр, что может вызвать серьёзные затруднения с их приобретением.
Цена объективов с уменьшением фокуса растёт ещё быстрее их габаритов.

К сожалению, цена всех «фирменных» объективов (изготовленных фирмами производителями фотоаппаратов), как правило, попадает в категорию весьма дорогих. Присмотритесь к объективам независимых производителей, по соотношению цена- качество они вполне конкурентоспособны.
Для владельцев камер Nikon можно рекомендовать объективы Nikkor серии G, у которых значение диафрагмы устанавливается с фотокамеры. Они имеют прекрасные оптические характеристики, а за счёт отсутствия кольца механического управления диафрагмой существенно дешевле аналогичных, имеющих такие кольца.

К сожалению, частенько даже в пределах одной партии встречаются объективы разного качества, особенно у некоторых «независимых» производителей. Для исключения случайностей, покупая объектив, Вы можете проверить его качество, сделав прямо в магазине пробную съёмку на разных фокусах и диафрагмах. Снимайте без вспышки, она повышает контурную резкость. При необходимости выйдите с продавцом на улицу.

Запишите № объектива, чтобы при положительных результатах проверки купить именно его. В большинстве случаев продавец поможет тут же проявить плёнку и отпечатать несколько кадров в формате не менее 20х30. По снимку оцените резкость и пластику оптики. Небольшие дополнительные затраты на проверку более чем оправданы.
Широкий диапазон фокусных расстояний, быстрая фокусировка сделают Вашу съёмку не только оперативной, а превратят её в удовольствие.

 

ЦИФРОВЫЕ ФОТОАППАРАТЫ

 

Главные достоинства ЦИФРОВЫХ фотоаппаратов:

1. возможность непосредственно в процессе съёмки контролировать получаемый результат и вносить необходимые изменения;

2. возможность для съёмки каждого сюжета устанавливать необходимую чувствительность

3. высокая оперативность передачи отснятого материала на неограниченные расстояния;

4. простота загрузки изображений в компьютер для последующей обработки;

5. отсутствие плёнки и возможность длительной съёмки без перезарядки камеры;

6. простота хранения и удобство поиска материалов в архиве.

Главные недостатки:

1. относительно более низкое разрешение матриц;

2. необходимость дополнительной обработки отснятого материала для получения фотографий большого формата;

3. большое энергопотребление и необходимость наличия запасных источников питания;

4. высокая стоимость аппаратуры и аксессуаров по сравнению с аналогичными плёночными;

5. относительная сложность съёмки в экстремальных условиях;

6. недостаточная развитость сервисной сети.

7. относительно малый размер встроенного дисплея позволяет сделать только весьма приблизительную оценку полученного снимка.
 


ВЫБИРАЕМ ЦИФРОВУЮ КАМЕРУ
 

Начиная эту тему, необходимо отметить, что все требования, перечисленные выше применительно к плёночным камерам, за исключением, пожалуй, зеркальности полностью сохраняются и в отношении цифровых фотоаппаратов. Прежде чем вдаваться в подробности относительно разрешающей способности матрицы и других, чисто цифровых прелестях, необходимо осветить тему, которая не случайно обычно остаётся в тени.

РЕКЛАМА и ПРОДАВЦЫ ЦИФРОВЫХ КАМЕР, как правило, говорят потенциальным покупателям своей продукции ПРАВДУ, одну только правду, но НЕ ВСЮ ПРАВДУ.

ВОТ ЧЕГО ОНИ НЕДОГОВАРИВАЮТ

1. Среди достоинств цифровых фотоаппаратов непременно указывается экономия средств за счёт отсутствия плёнки. Это ПРАВДА, но как всегда, НЕ ВСЯ.

Покупая цифровой фотоаппарат нужно ясно осознать, что для его использования по прямому назначению придётся сразу же купить карту памяти. Та, что имеется в комплекте (обычно 16 – 32 Мб.) предназначена исключительно для обеспечения возможности проверки работоспособности аппарата и то не во всех режимах.

В комплекте зеркальных цифровых камер карта памяти вообще отсутствует.

При выборе карты памяти необходимо учесть объём файла, создаваемого Вашей камерой при записи снимка с наибольшим разрешением. Чем больше его объем, тем более ёмкая карта памяти потребуется для сохранения заданного количества снимков. Следует так же определиться, где и сколько Вы собираетесь снимать. Если Ваши съёмки будут проводиться не только в непосредственной близости от минилаба, в котором Вы планируете печатать свои шедевры, но и в путешествиях, то придётся потратиться не на одну, а как минимум 2 карты достаточно большой ёмкости (512Мб., а ещё лучше 1Гб.)

К сожалению, карты памяти не дёшевы и такая покупка обойдётся примерно в 200 – 300 У.е., а то и более в зависимости от быстродействия карты памяти.

Если Вы не профессионал и не снимаете по 20 – 30 плёнок в день, а растягиваете их на полгода, а то и год, то КАЖУЩАЯСЯ ЭКОНОМИЯ станет РЕАЛЬНОЙ только ЧЕРЕЗ 15-20 лет.

Иными словами, покупая карту памяти, вы как бы приобретаете огромный, многолетний запас плёнки для своего аппарата.

Справедливости ради следует сказать, что владельцы цифровых аппаратов снимают гораздо больше дублей и вообще мало задумываются о количестве снятых кадров, не подозревая, что их подстерегает большая опасность, связанная с расходованием ресурса затвора.

В относительно длительных поездках даже весьма ёмкие карты памяти настолько быстро заполняются, что возникает необходимость для их освобождения использовать специальные накопители или даже ноутбуки. Последние особенно ценны тем, что позволяют рассмотреть отснятый материал на большом экране. Все эти устройства по цене не только соизмеримы, но порой существенно превышают стоимость камеры вместе с объективом

2. Производители цифровых камер всеми силами стараются снизить энергопотребление своих фотоаппаратов, но пока их усилия не принесли желаемых результатов. По этой причине элементы питания весьма серьёзная статья расхода для владельца цифрового аппарата. Покупая камеру, при прочих равных условиях, следует выбирать ту, которая позволяет использовать аккумуляторы типоразмера АА.

Для нормальной эксплуатации Вам необходимо в «домашних» условиях иметь не менее 2-х, а в «походных» не менее 3-4х комплектов аккумуляторов плюс зарядное устройство, без которого Ваши аккумуляторы, до покупки такового, превратятся в очень дорогие батарейки.

Затраты на покупку дополнительных аккумуляторов и зарядного устройства (входит в комплект многих аппаратов) составят около 50У.е. В случае если камера питается исключительно от специальных Li – Ion аккумуляторов, при покупке резервных приготовьтесь к более серьёзным затратам.

Если камера допускает применение питающей рукоятки под пальчиковые аккумуляторы, не раздумывайте – её следует приобрести. Это сэкономит в эксплуатации значительные средства, повысит «ухватистость» камеры и Вашу оперативность, но потребует дополнительных однократных вложений от 70 до250 У.е. в зависимости от конкретной марки камеры.

Приятной новостью для фотографов - автовладельцев является появление в продаже зарядных устройств, питающихся от бортовой сети автомобиля, но это опять дополнительные затраты.

3. Цифровая камера крайне чувствительна к влаге, в том числе, конденсирующейся из воздуха при переносе её из тепла на холод и наоборот. Кроме того, её следует всячески оберегать от пыли и механических воздействий. Иными словами, кофр для Вашего аппарата покупка первой очереди. Приходилось встречать в сервисных центрах незадачливых владельцев, сэкономивших на покупке кофра и теперь вынужденных выкладывать за ремонт своих аппаратов суммы, соизмеримые с начальной стоимостью аппаратуры. Приготовьтесь истратить на кофр 20 – 60 У.е.

4. Печать фотографий с цифровых носителей, особенно наиболее распространённого формата 10х15, более чем в два раза дороже, чем с плёнки.

5. Встроенная вспышка большинства цифровых аппаратов, как впрочем, и плёночных, имеет «дальность действия» не более 2,5 – 4-х метров, что на первых парах, вероятно, удовлетворит Ваши потребности, однако покупка внешней вспышки будет первой из покупок второй очереди. Специфика цифровых камер такова, что использовать с ними ранее приобретенные вспышки для плёночных камер не удастся, а специальные вспышки для цифровых аппаратов дороги.
 

Подводя первые итоги вышеизложенного, еще раз обращаем внимание всех, собирающихся перейти на цифровую фотосъёмку, что цена фотоаппарата, даже с объективом, только часть предстоящих расходов и это при условии, что КОМПЬЮТЕР у Вас уже есть.

Строго говоря, компьютер не является необходимым компонентом цифровой фотографии. Миллионы людей легко обходятся без него, печатая свои снимки непосредственно с карт памяти, а многие прямо с аппарата и вполне довольны жизнью. Но если речь идёт о занятии ХУДОЖЕСТВЕННОЙ фотографией, то положение резко меняется и без компьютера обойтись, скорее всего, не удастся.



Теперь об основных критериях выбора цифрового фотоаппарата.

 

1. Как известно, цифровая камера формирует изображение с помощью специальной микросхемы (матрицы) с миллионами светочувствительных точек (пикселей).

Чем больше пикселей, тем больше разрешающая способность (детализация) получаемого изображения, тем большего формата фотографию можно получить при заданном её качестве.

Визуальное восприятие качества отпечатка зависит от количества формирующих изображение точек нанесённых на единицу его площади и расстояния, с которого это изображение рассматривается. Для каждого формата фотографии существует оптимальное расстояние, обеспечивающее наиболее комфортное и полное восприятие её сюжета. Зритель интуитивно выбирает именно его. Считается вполне приемлемым изображение с разрешением в 200dpi, при этом на каждый его линейный дюйм нанесено 200 точек (на квадратный дюйм 200х200= 40000). Так называемое «фотографическое качество» достигается при 300dpi (90000 точек на кв. дюйм). Поскольку при печати количество пикселей, образующих изображение не изменяется, а лишь увеличивается их размер, и, зная разрешение матрицы легко подсчитать, какой максимальный размер отпечатка можно получить при заданном разрешении отпечатка.

И наоборот, зная какой максимальный размер опечатка, определённого качества нужно получить, не сложно определить ПОТРЕБНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ МАТРИЦЫ.

В нашем случае для получения выставочного отпечатка форматом 30х45 с разрешением 300dpi потребуется матрица с разрешением более 18 Мp., а при разрешении 200dpi чуть более 8 Mp.

Это справедливо при ПРЯМОЙ ПЕЧАТИ непосредственно с камеры или с карты памяти, без участия компьютера.

КОМПЬЮТЕР позволяет существенно увеличить или, как говорят, «разогнать» изображение, созданное матрицей за счёт интерполяции. При этом он по определённой программе рассчитывает и расставляет в изображении дополнительные пиксели. Размер пикселей остаётся малым, сохраняется заданное качество изображения, но, безусловно, новые детали в изображении не появляются и именно это, плюс снижение резкости ограничивают возможности по «разгону».

При использовании компьютера для получения выставочного отпечатка форматом 30х45см. с разрешением 300 и даже более точек на дюйм будет достаточно камеры с матрицей 5-6Мр.

2.Разрешение матрицы, как это ни покажется многим странным, не является определяющей характеристикой при выборе аппарата. При прочих равных условиях, важней оказывается физический размер самой матрицы, так как от него зависят не только качество изображения, детализация картинки, уровень шумов, но и диапазон допустимого изменения чувствительности, ограничиваемый этими шумами.


ЧЕМ БОЛЬШЕ ФИЗИЧЕСКИЙ РЕЗМЕР МАТРИЦЫ, ТЕМ ЛУЧШЕ.
 

3.Одной из неприятных особенностей цифровых камер, является их медлительность, то есть существенная задержка по времени между включением и готовностью к съёмке, между нажатием на кнопку спуска затвора и получением снимка, между первым и последующими снимками. Выбирая цифровую камеру, помните, что по оперативности многие из них существенно уступают плёночным.

4.Главное в любом фотоаппарате ОБЪЕКТИВ. Всё, что выше написано об объективах для плёночных камер полностью справедливо и для объективов «цифровиков». Более того, в цифровой фотографии качество снимка зависит не только от самого объектива, а в большой степени от совершенства системы объектив-матрица.

Владельцы компьютеров могут просмотреть тестовые снимки некоторых камер, протестированных экспертами журнала Digital Photo camera, не только по фотографиям в журналах, но и на своих мониторах, воспользовавшись CD «А» прилагаемыми к каждому номеру.

В самом журнале регулярно публикуются результаты тестирования цифровых фотоаппаратов с комментариями специалистов, а в Интернете можно прочесть впечатления владельцев той или иной камеры. Однако к интернетовским оценкам следует подходить с некоторой осторожностью, так как квалификация и объективность суждений самих владельцев, в ряде случаев, вызывает серьёзные сомнения.

До сих пор говорилось об ОПТИЧЕСКИХ свойствах объективов, они очень важны, но не менее важны и другие характеристики, назовём их условно «потребительскими». Под этим термином будем понимать возможные пределы изменения эквивалентного фокусного расстояния (в пересчёте для 35мм камер) Не следует путать это с кратностью зума, которая часто приводится в рекламных проспектах. И уж вовсе не следует обращать серьёзного внимания на, так называемые ЦИФРОВЫЕ ЗУМЫ, существенно ухудшающие качество исходной картинки.

Поскольку у подавляющего большинства цифровых камер размер матриц меньше размера кадра 35мм. плёночной камеры, эквивалентное фокусное расстояние её объектива будет во столько раз больше, во сколько диагональ матрицы меньше диагонали 35мм кадра.
Как указывалось выше, в художественной фотографии часто требуются объективы (20- 28мм), а то и более короткофокусные.

У большинства же цифровых камер, со встроенными объективами, по конструктивным причинам минимальное фокусное расстояние находится в пределах 35 – 38 мм., а то и более.

Напомню, сменить объектив в такой камере нельзя, можно лишь изменить его фокусное расстояние за счёт применения широкоугольных или телескопических конвертеров, что потребует не малых дополнительных затрат. Более того, эти конверторы подходят далеко не ко всем камерам.
Где выход? Казалось бы, он очевиден, покупаем ЗЕРКАЛЬНЫЙ цифровой аппарат и это, действительно отличный выбор. Одна печаль, уже одна «коробка» цифровой зеркалки существенно превышает стоимость плёночной камеры среднего класса вместе с набором оптики.

Прибавьте сюда стоимость объективов, перекрывающих диапазон фокусов от 28 до 200мм., не забывая при этом о дополнительных расходах, перечисленных в начале. Особо следует указать, что стоимость короткофокусных объективов для зеркальных цифровых камер порой превышает стоимость самой камеры.

Особо нужно отметить появившийся сравнительно недавно целый ряд фотоаппаратов полупрофессионального класса со встроенными светосильными зумами большой кратности и матрицами с разрешением до 8Мп.

Качество изображения на снимках, сделанных этими аппаратами достаточно для печати на развороте глянцевых журналов. Многие профессионалы, стеснённые в средствах успешно работают с такими камерами.

Кроме возможности фотографировать они позволяют своим владельцам снимать видеоролики и записывать звук. Эти аппараты существенно дешевле цифровых зеркалок с набором оптики, перекрывающим такой же диапазон фокусов, что делает их вполне конкурентоспособными, особенно по соотношению стоимость - эффективность.

К сожалению, из за малых размеров матриц этих аппаратов уже при чувствительности 200 - 400 единиц в изображениях, особенно в тенях, возникают цифровые шумы. Электронные видоискатели этих фотоаппаратов при всех своих достоинствах, существенно проигрывают зеркальным. Съёмочная оперативность проигрывает цифровым зеркальным камерам.
 

Прочитав выше написанное многие подумают – писал ярый противник цифровой фотографии и ОШИБУТСЯ. Наоборот, сторонник, уже много лет занимающийся цифровыми технологиями и ныне снимающий цифровой зеркальной камерой.

У цифровой фотографии масса достоинств, уже сегодня перекрывающих все имеющиеся недостатки и, несомненно, огромное будущее, но стоит это пока, к сожалению, существенно дороже плёночного варианта. Технический прогресс в области цифровых технологий идёт, точнее не идёт а «летит» с фантастической скоростью и, будем надеяться, что скоро цифровая фотография станет доступней плёночной. Что касается плёнки, то ей ещё жить, да жить. Жить вечно!

А можно ли совместить положительные стороны плёночной и цифровой фотографии? Да можно!
К счастью, между чисто плёночной и чисто цифровой фотографией существует, так называемая, «ГИБРИДНАЯ ФОТОГРАФИЯ».

Большинство современных фотографов, снимающих на цветную негативную или обращаемую плёнку, вынуждено пользоваться услугами минилабов, поручая им как негативный, так и позитивный процесс. «Мыльничники» в восторге. Красота, только нажимай кнопку, а всё остальное получается в автоматическом режиме, просто и ни каких забот! Именно на них, в первую очередь, ориентировано большинство минилабов. У некоторых потребителей фото услуг, более серьёзно заинтересовавшихся фотографией, первоначальная эйфория, связанная с получением ярких и красочных фотографий, быстро проходит. Её место занимает всё усиливающаяся досада потому, что полученные из лаборатории снимки в малой степени соответствуют ожиданиям. Они то белёсые, то совершенно тёмные, то синеватые, то желтоватые, то… Вариантов множество, результат один – разочарование.

Особенно тяжело это обстоятельство переживают фотолюбители, серьёзно занимающиеся ХУДОЖЕСТВЕННОЙ фотографией.

Известно, что 80% творчества в старой, доброй чёрно-белой фотографии приходилось на позитивный процесс. Именно при печати можно было окончательно откадрировать снимок, сделав предварительно несколько контролек в разных вариантах. С помощью масок осветлить одни и притемнить другие участки фотографии. Для улучшения восприятия можно было тонировать отпечатки, а то и раскрасить их в фантастические цвета.

Предвижу возражения. Профессиональные лаборатории, а вернее лаборатории для профессионалов и «продвинутых» любителей, обеспечивают гораздо лучшее качество, но их мало даже в крупных городах…

Да, и сейчас в некоторых лабораториях за дополнительную плату можно сесть рядом с оператором и кое-что сделать по своему вкусу. Можно заказать ручную печать и получится ещё лучше. А если при ручной печати, находится рядом с оператором, то можно сделать отличные фотографии даже с посредственного негатива. Но сколько это будет стоить? Многие ли могут себе позволить такой расход дефицитного времени? Многие ли смогут найти нужный контакт или в состоянии будут преодолевать мнение просвещённого оператора?

И, наконец, много ли у нас самых обычных минилабов в малых городах, не говоря уж о посёлках городского типа, деревнях и сёлах?

Ответ очевиден. Для подавляющего числа фотолюбителей он отрицательный и все вышеперечисленные возможности носят для них чисто теоретический характер. А где же выход? Выходов, как минимум, два: - переход на цифровую технику или на «гибридную» фотографию.

Цифровая фотография, уже достигла такого уровня, что обеспечивает получение снимков профессионального качества для печати на разворот глянцевых журналов. Она заняла господствующее положение в целом ряде видов съёмки. За ней, несомненно, большое будущее, но она всё ещё отпугивает большое число фотографов. Многие просто не могут позволить себе покупку новой аппаратуры после того, как с напряжением семейного бюджета несколько лет назад приобрели современные зеркальные камеры, да ещё по паре объективов к ним. Не утихают споры о том, что лучше плёнка или «цифра», особенно в плане художественной фотографии. Причин много, в том числе и наш НЕИТРЕБИМЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ…

«Гибридная» фотография разрешает все, или почти все, вышеперечисленные проблемы с относительно небольшими дополнительными затратами. Однако, эти затраты со временем окупятся, но об этом чуть позже.

Ныне во многих семьях, в том числе и живущими в глубинке, уже есть компьютеры, на которых дети и внуки без передышки играют в стрелялки. У других эта покупка в ближайших планах, подрастают дети. А если компьютер есть, то никаких преград для серьёзной работы с фотографиями и любыми другими изображениями, практически, нет. Нужно только на время отогнать отроков от стрелялок. Ещё лучше привлечь их к интереснейшему делу, совместно освоить Фотошоп, желательно последней версии, и посвятить свободное время фотографическому творчеству.

По существу, «гибридная» фотография отличается от чисто цифровой только способом получения первичного изображения и методом его переноса в компьютер. Вы продолжаете снимать на плёнку, а затем оцифровываете свои негативы (слайды), то есть переводите изображение в цифровую форму и, загрузив в компьютер, получаете такую свободу творчества, о которой не могли и мечтать фотографы старшего поколения, сидя в тёмном чулане возле увеличителя и красного фонаря.

Остаётся только решить вопрос оцифровки. Эту крайне важную и ответственную операцию выполняют специальные оптикоэлектронные устройства – СКАНЕРЫ.

Сканеров в продаже ныне величайшее множество от простейших и не очень дорогих планшетников, со слайд - модулями, и слайд-сканеров «начального уровня», до профессиональных, барабанных, обеспечивающих наивысшее качество. Последние стоят настолько дорого, что говорить о них здесь не имеет смысла.

Выбор сканера зависит от стоящих перед Вами, как фотографом, задач и, конечно, финансовых возможностей.

Если вы снимаете только на узкую плёнку, и не планируете печатать свои шедевры в сверхкрупном формате, а Ваш кошелёк не трещит от переполнения, то, скорее всего, Вам будет вполне достаточно купить слайд – сканер, имеющий оптическое разрешение 2400 – 3200 точек на дюйм и динамический диапазон в районе 3,2 – 3,6. Конечно, при условии, что Ваши негативы правильно экспонированы и хорошо проявлены. Именно эти аппараты обычно относят к начальному уровню.

Для сомневающихся в достаточности приведенных выше относительно невысоких, по нынешним временам, параметров сканеров, приведу такой пример. Снимок, отпечатанный в формате 30 Х 45 с 35мм. слайда, отсканированного с помощью фильм - сканера Scan Wit 2740S (разрешение2700. динамический диапазон 3,2) , привёз из Парижа диплом с чемпионата Европы по подводной фотографии. Особо следует отметить, что в процессе подготовки к печати за счёт кадрирования площадь скана была сокращена примерно до 60% от исходного размера. В прошлом году снимок формата 30х42, полученный с негатива, отсканированного тем же сканером, занял первое место на слёте подводных фотографов России.

Безусловно, качество сканирования зависит не только от этих, но и ещё от целого ряда характеристик сканера, но эти две наиболее критичны. Глубина представления цвета, практически у всех современных сканеров, более чем достаточна.

В, принципе, чем выше характеристики, тем лучше. Но, соответственно, вырастет и цена. Повышение оптического разрешения до 4000dpi и динамического диапазона до 4,0 - 4,2 более чем удваивает стоимость аппарата. Однако если позволяют средства, не колеблясь, покапайте сканер с лучшими параметрами.

Если Вы работаете не только с узкой, но и плёнкой больших форматов, то ориентироваться следует на современный планшетный сканер, оснащённый слайд – модулем. Преимущество планшетного варианта в его мультиформатности, по отношению к прозрачным носителям информации, и способности оцифровывать не только любые непрозрачные картинки, в том числе готовые фотографии, но и распознавать отсканированный текст. К недостаткам, следует отнести, как правило, меньший динамический диапазон и медлительность при оцифровке негативов с высоким разрешением.

Ещё лучше мультиформатные фильм – сканеры, с высочайшими техническими характеристиками, способные удовлетворить требования высоких профессионалов, на которых, они, скорее всего и ориентированы, но цена их явно превышает любительский уровень.

Сравнительная оценка и выдача рекомендаций по выбору конкретных моделей выходит за рамки этой статьи. Отметим лишь, что даже при некотором увеличении цены, следует предпочесть сканер, оснащённый технологией Digital ICE для автоматического удаления царапин и пыли в процессе сканирования. Эта функция делает работу настолько комфортной, что переоценить её трудно. Для сканеров с разрешением 4000dpi и более совершенно необходимо наличие технологии подавления зернистости плёнки. И последнее, будьте бдительны, и принимайте в расчёт именно ОПТИЧЕСКОЕ, а не интерполяционное разрешение высокие цифры которого, призваны лишь, оказывать гипнотическое воздействие на потенциального покупателя, и не характеризуют действительное качество сканирования.

Если вы житель большого города или в пределах доступности имеется цифровая фотолаборатория, то подумайте, а нужен ли Вам этот самый сканер? Может быть, во всяком случае, на первых порах, до принятия стратегического решения о Вашем отношении к «цифре», поручить эту работу профессионалам? Стоимость этой услуги не высока, вся творческая работа останется в Ваших руках, и семейный бюджет легче перенесёт Ваши искания.

Прежде чем обращаться к профессионалам за такой услугой, необходимо разобраться с требующимся разрешением при сканировании. Дело в том, что зачастую, разрешение сканирования ставят в зависимость от размера фотографии, которая будет отпечатана с этого файла. Считается, что для обеспечения фотографического качества отпечатка, устройство печати должно нанести 300 точек на каждый квадратный дюйм общей площади фотографии. В целом это правильно, но это не Ваш случай. Ведь Вы будете редактировать снимок (кадрировать, корректировать цвета, поднимать или уменьшать контраст, резкость и т.д.). После окончания всей работы, при сохранении файла, Вы самостоятельно определите разрешение печати и размер фотографии. Поэтому, Вам следует заказывать сканирование с максимально возможными разрешением и глубиной представления цвета, но БЕЗ УСТАНОВКИ РАЗМЕРА СНИМКА. Только в этом случае, сканирование сохранит максимальную детализацию Вашего негатива или слайда и информацию о цвете. Более того, Вы получите полноценный файл меньшего размера, для обработки которого требуется меньше оперативной памяти и времени. Меньше места он займёт и на CD.

Все отсканированные снимки будут записаны на CD, что позволит хранить их неограниченно долго и многократно обращаться к лучшим кадрам по мере освоения программ редактирования.
Теперь настало время сказать пару слов о требованиях к компьютеру с фотографической точки зрения. Они весьма скромны и сводятся к обязательному наличию ПИШУЩЕГО привода компакт-дисков и к увеличению оперативной памяти до 256, а ещё лучше 512 Мб., так как Фотошоп, особенно последних версий, весьма требовательная в этом смысле программа.

Что касается монитора, то для более комфортной работы желателен плоский экран размером 17 дюймов и, по возможности с более мелким зерном. Это не требование, а всего лишь пожелание.

Редактирование и подготовка к печати фотографий поступивших в компьютер с цифровой камеры, со сканера, с CD или любого другого носителя информации совершенно одинаковы. Тема эта далеко выходит за рамки нашего рассмотрения, она настолько объёмна и многогранна, что занимает целые тома учебников и руководств. Желаем успехов в их изучении, ибо, только освоив приёмы цифровой обработки изображений, Вы получите настоящую свободу творчества.

Считаем, что муки творчества позади, фотография готова, но всё ещё находится в недрах компьютера. Теперь её нужно донести до зрителя. Тут перед нами три пути:

1. Записать готовые файлы на CD и заказать печатать в цифровой лаборатории на фотобумаге. Такие фотографии неотличимы от привычных. Важно только предупредить оператора о недопустимости внесения, каких либо изменений в Вашу редакцию, в том числе и по размерам. Не забудьте, однако, проверить насколько отличаются цвета Ваших снимков на мониторе лаборатории от того, что Вы видели дома на своём. Возможно, потребуется корректировка, но одна и сразу на все Ваши снимки. Как правило, это бесплатная операция.

При желании можно заказать струйную печать на широкоформатных плоттерах и получить, при отличном качестве изображения, размеры, недостижимые при оптической печати.

2.Можно распечатать фотографии не поднимаясь из за компьютерного стола, но для этого предварительно на него придётся поставить ПРИНТЕР, лучше всего струйный, обеспечивающий фотографическое качество печати. Для жителей, удалённых от цифровых и прочих минилабов, это, по сути, единственно возможный вариант увидеть свои творения на бумаге, не заходя в тёмный чулан или приспособленную под фотолабораторию кухню.

Термосублимационные принтеры хороши, но рассчитаны, в основном, на небольшие форматы, дороги как сами по себе, так и в эксплуатации и потому не получили большого распространения.
Струйных принтеров, обеспечивающих великолепное качество печати, в различных форматах и на самых разных материалах от прозрачных плёнок до бумаги разной плотности и тканей, величайшее множество. Они не дороги и достаточно надёжны.

Себестоимость отпечатка, даже при использовании фирменных картриджей и бумаги, не превышает цен большинства минилабов и ниже чем в профессиональных лабораториях. Современные модели обеспечивают стойкость отпечатков к свету и даже воде выше, чем у обычных, чёрно-белых фотографий. При использовании альтернативных чернил и бумаг себестоимость отпечатка уменьшается на порядок при неуловимом снижении качества, но это влечёт отказ от гарантийных обязательств со стороны производителей. По этой причине в гарантийный период лучше не испытывать судьбу.

3. Помните, мы обещали со временем компенсировать затраты на покупку оборудования? Это время пришло!!!

Теперь Вам нет нужды печатать большинство своих фотографий. Этой чести удостоятся только ВЫСТАВОЧНЫЕ снимки, а так же те, которые Вы захотите подарить друзьям. Остальные можно с успехом демонстрировать всем ближним на экране монитора или телевизора, а дальним отослать по электронной почте хоть на край света. Примечательно, что такая пересылка гораздо дешевле, чем обычная, почтовая.

Не торопитесь отмахиваться, привыкайте оценивать затраты с позиции стоимость – эффективность. А теперь подсчитайте, сколько стоила только печать фотографий, хранящихся в Ваших альбомах, и прибавьте, сюда стоимость самих альбомов. Подумайте, сколько Вы ещё будете снимать, и печатать, сколько купите ещё альбомов и где будете их хранить.

Вы же помните, что для цифрового аппарата, особенно с высоким разрешением, необходима карта с достаточно большим объёмом памяти, а если Вы намерены путешествовать вдали от минилабов, то не одна. Так вот, каждая из них стоит почти столько же, сколько сканер «начального» уровня, о котором мы упоминали в начале, а то и гораздо больше. Это я к тому, что гибридный вариант фотографии и по этой причине ещё очень долго будет предпочтительнее чисто цифрового. Во всяком случае, в тех областях фотографии, где не требуется сверх оперативности. Одной из таких областей, несомненно, является ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ.

Автор далёк от мысли всех обратить в свою веру. Возражения ярых противников компьютерной обработки фотографий известны и никакие аргументы не способны поколебать их необъяснимую твёрдость, да и нужно ли это. В том и состоит прелесть жизни, что все мы разные, и каждый имеет право на свой взгляд, тем более в части фотографии, да ещё художественной.
Попробуйте, возможно, на этом пути Вас ждёт успех, мы же, со своей стороны, от всей души именно его Вам и желаем.

 

Дорожите отснятым материалом.

 

Мысль о необходимости написания этого раздела возникла на фотовыставке «ЛИЦА КУМИРОВ», на которой экспонировались снятые 30-40 лет назад портреты и жанровые сценки с участием знаменитых ныне людей: артистов, учёных. Некоторых из них уже нет с нами, но они продолжают жить в нашей памяти, так как неразрывно связаны с культурой и другими гранями историей страны.
Лица знаменитых ныне мэтров непривычно молоды. Многих по этой причине трудно было узнать. Обстановка средины прошлого века, в которой они предстали перед нами добавила посетителям ощущения сопричастности, на короткие мгновения вернула их в молодость.

Успех выставки был впечатляющим, несмотря на то, что большинство из представленных работ, снятых за кулисами, в курилках, на спортивных площадках, просто на улице, явно любительская съёмка с массой композиционных и других недостатков, на некоторых явно нахватает резкости, не говоря уж о повалах в тенях и светах. Будь эти кадры сняты сегодня, никаких шансов попасть на выставку у них бы не было.

Практически все фотографы, в том числе высокие профессионалы, достигшие ныне вершин мастерства, в своё время прошли через ступень любительской фотографии. Более того, среди любителей много тех, кто, работая профессиональным фотографом, зарабатывает средства, большую часть которых тратит на хобби – фотографию для души.

Вопреки распространённому мнению фотографическое мастерство значительной части любителей зачастую гораздо выше, чем у многих профессионалов. Различие между этими категориями снимающего люда не столько в способе добывания хлеба насущного и количестве снимаемых в день кадров, сколько в отношении к отснятому материалу. И вот тут любители частенько проигрывают, не придавая особого значения исходным носителям информации (плёнкам, картам памяти) после получения с них отпечатков.

Даже среди опытных фотолюбителей, относящих себя к числу «продвинутых», далеко не все могут похвастать отличным состоянием негативов, снятых 10-15 лет назад, не говоря уж о более «древних». А жаль, ценность многих из этих снимков возросла многократно, и некоторые стали, возможно, бесценными, так как запечатлели события, историческая значимость которых выявилась лишь по прошествии времени. Повторить съёмку этих событий просто невозможно, а ведь ВСЕ ОНИ БЫЛИ ЗАФИКСИРОВАНЫ НА ВАШИХ, ДАВНО ВЫБРОШЕННЫХ ПЛЁНКАХ…

Не выбрасывайте отснятый материал, помните, что зачастую именно уникальность события или объекта съёмки определяет ценность фотографии. Если вам повезёт снять НЛО, пусть даже не очень резко, вы сразу разбогатеете, так как все издательства мира захотят купить у вас этот негатив. Пусть вы сняли не НЛО, а просто милое дитя на прогулке или вихрастого мальчугана на первой в его жизни репетиции драмкружка. Представьте, как засияют ваши снимки, когда через много лет их герои станут звёздами первой величины на сцене или в любой другой сфере. Предположим, Вы сняли старинное здание или тихий сквер. Через короткое время на этом месте построили нечто совершенно преобразившее привычную многим обстановку, а на Ваших снимках всё осталось в неприкосновенности, выглядит, как и много лет назад, это уже исторические кадры.
СОЗДАВАЙТЕ АРХИВ И ХРАНИТЕ ЕГО КАКЗЕНИЦУ ОКА – НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ.

Рекомендации для фотографов, снимающих на плёнку (негативную или слайдовую).
Речь идёт о 35мм. плёнке, но всё годится и для других форматов, разумеется, с некоторыми не принципиального характера коррективами.

Сегодня торговая сеть предлагает целый ряд приспособлений для хранения плёночных носителей информации. Это и сливеры разных форматов и альбомы, сделанные из них, это различной конструкции и размеров рамки для слайдов, в специальных контейнерах и без оных. Вариантов много на любой вкус и кошелёк и ещё остаётся место для творчества «самоделкиных».

Предлагаю свой вариант создания альбома для хранения архива, отличающийся от фабричных большим объёмом, удобством хранения и относительной простотой поиска нужных кадров. Через сутки хранения в таком альбоме плёнка становится идеально плоской.

1. Купите в оптовом магазине, торгующем расходными материалами для минилабов рулон сливера, ширина которого рассчитана на размещение отрезков плёнки по 6 кадров в каждом. Выбор 6-ти кадровых отрезков плёнки связан с длиной рамки моего сканера, читатель может выбрать иную длину, например по 4 кадра. В этом случае изменятся некоторые размеры, но принцип изготовления архивного альбома сохранится. Стандартный рулон имеет длину 300 метров, что позволяет разместить в нём более 850 плёнок по 36-38 кадров (857 отрезков по 7 полос в каждом). Зная среднее количество плёнок снимаемых Вами за год, вы легко подсчитаете, на сколько лет Вам хватит такого запаса. Можно объединиться с коллегой или даже несколькими.

2. Замерив длину отрезка сливера, состоящего из 7 полос для плёнок, назовём её «д». Определите длину листа альбома Д = д+3мм. Высота листа обложки альбома «В» определится как В = Д+ 7мм, ширина будущей обложки альбома «Ш» будет равна ширине отрезка сливера «ш» + ширина полей «ш1»+ 7-10мм.необходимых для перекрытия страниц..

3. Нарежьте из плотной бумаги или ватмана минимальной плотности 60 - 70 полос длиной «Д» и шириной 60 мм. Такая ширина полос взята как минимально необходимая для закрепления в станке для перфорирования. Сами полосы будут не только основой плёночных страниц, но и полями для пометок.

4. В ближайшей переплётной мастерской сброшюруйте эти полосы вместе с обложками на спираль как можно большего диаметра, это облегчит перелистывание и продлит срок службы альбома.

5. Обрежьте острым ножом полосы до ширины 30-35мм. Такой ширины достаточно для пометок, которые Вам захочется сделать на полях архивных страниц. Эта обрезка совершенно не обязательна и нужна исключительно для уменьшения габаритов альбома.

6. К каждой из полос встык приклеиваю с помощью узкого (10-12мм.) скотча полосу сливера, таким образом, чтобы входная часть его карманов была расположена справа, а более короткая плёнка из двух образующих карман сливера была обращена к Вам. Можно к каждой бумажной полосе приклеить по 2 и даже 3 листа сливера. Входная часть на всех листах должна быть расположена одинаково.

7. Проклейте скотчем стык бумага - сливер с другой стороны листа.
8. Прономеруйте страницы получившегося альбома. В случае если к каждой полосе бумаги приклеен не один, а три листа сливера, номер каждой страницы следует это отражать. Например, номер первого листа будет 1-3; второго 4-6 и т.д.

9. Для оглавления альбома подготовьте 10-12 страниц большого формата и разлинуйте их по своему усмотрению. Мой вариант таков - графы по горизонтали: № страницы (плёнки); Дата съёмки; Основная тема; №№ наиболее интересных кадров; Содержание; Примечание.
По вертикали ширина каждой строки составляет 1,5 – 2 см.

10. Приклейте скотчем к внутренней стороне титульной обложки подготовленные страницы оглавления, таким образом, чтобы они при пролистывании не мешали рассматривать на просвет сливеры с негативами.

11. На титульном листе обложки фломастером напишите: АРХИВ, АЛЬБОМ №___, НАЧАТ____, ОКОНЧЕН___.


Всё, теперь можно приступать к заполнению архива:

- После проявления проверьте чистоту плёнки, устраните возможные загрязнения и порежьте на отрезки по 6 кадров;

- Разложите отрезки плёнки по карманам сливера, таким образом, что бы сохранялся порядок номеров кадров. Если в отснятой плёнке окажется больше 36 кадров, отрежьте 5 полос по 6 кадров, а последний шестой отрезок разделите на две части. Например, три и четыре кадра. Это избавит от проблем при печати, так как зачастую в лаборатории не принимают более короткие отрезки плёнки.

Если Вы имеете обыкновение при проявлении сразу заказывать индекс-принт, что очень целесообразно, то на его оборотной стороне запишите № альбома, в который помещена плёнка и № соответствующей страницы, а если вы подобно мне приверженец гибридной фотографии, то и № CD, где записаны соответствующие файлы после сканирования плёнки.
Сами индекс – принты храните в альбоме, для фотографий, на котором следует сделать надписи аналогичные указанным в пункте 11.

- Рекомендую для архива использовать индекс-принты формата 10х15 и хранить их в альбомах, рассчитанных на 300 снимков каждый.

- На оборотной стороне обычных фотографий, помещаемых в семейный альбом, сделайте такие же надписи, пригодятся.


Рекомендации по созданию архива для сторонников «гибридной» фотографии
 

Всё рекомендованное фотографам, снимающим на плёнку актуально и для «гибридников». Для создания полноценного архива дополнительно целесообразно дополнительно сделать следующее:

1. По возможности старайтесь сканировать исходный материал с максимально возможными разрешением и глубиной цвета. Незначительное увеличение времени сканирования многократно окупится за счёт отсутствия нужды повторять этот процесс, когда потребуется отпечатать снимки в большом формате или вернуться к ним по другим причинам. Одним словом, следует принимать все возможные меры для того чтобы сканирование с плёнки делать один раз. Даже при самом аккуратном хранении плёнки стареют, на них блёкнут цвета, при перекладывании и других манипуляциях появляются царапины. При современных технологиях всё это преодолимо, но кто будет спорить с тем, что работа эта не самая творческая и продуктивная.

2. Никогда не приступайте к редактированию оцифрованного снимка, не сохранив его на жёстком диске в формате TIFF или Photoshop . Частенько компьютер зависает в самый неподходящий момент и тогда приходится повторять сканирование только что оцифрованных кадров, хранившихся в оперативной памяти.
Помните, что при каждом пересохранении снимков в формате JPEG теряется часть информации.

3. Сохраняйте исходные сканы на CD или DVD без сжатия после завершения сканирования плёнки независимо от сохранения отредактированных снимков. Не забудьте сделать на диске запись о месте хранения исходной плёнки, а в примечании оглавления архивного альбома указать присвоенный этому диску номер. Аналогичные надписи на обороте фотографий в альбоме облегчат поиск нужных исходных плёнок и сканов.

Опыт показывает, что по мере освоения Photoshop, у «начинающих гибридников», а порой и у весьма опытных специалистов возникает желание вернуться к однажды отредактированному снимку, чтобы его переделать. Не исключено, что Вам потребуется использовать его как фрагмент для новой работы.

4. Если Вы, как и большинство приверженцев «гибридной» фотографии, печатаете только некоторые из своих снимков, а остальные предпочитаете просматривать и показывать друзьям на экране монитора или телевизора в режиме слайд-шоу, то сохраните копии Ваших работ на CD в уменьшенном объёме. Это устранит опасность потери данных с жёсткого диска, в десятки раз сократит объём записываемой информации и позволит на одном CD хранить сотни картинок в экранном формате. При желании, сможете добавить к ним звуковое сопровождение.

Не забудьте при этом на таком диске указать номер CD с исходными файлами и место в архивном альбоме.

 

Рекомендации для владельцев цифровых камер.

 

Ваше преимущество в том, что нет нужды ничего оцифровывать. Ещё в процессе съёмки Вы удалили неудачные дубли и заполнили их место на карте памяти новыми шедеврами, осталось только перенести их на компьютерный диск и записать на CD в исходном формате.

Если у Вас нет компьютера, эту работу выполнят, в любой цифровой лаборатории, где Вы заказываете печать фотографий с карты памяти за небольшую дополнительную плату. В большинстве современных цифровых лабораторий используются специальные станции приёма заказов на печать, в которых изображения с карты памяти переносится на CD, выдаваемый клиенту вместе с готовыми фотографиями.

Всё остальное Рекомендованное «гибридникам» по части создания архива подойдёт и Вам.
Слов нет, создание архива требует и дополнительного времени и некоторых, к счастью, совершенно необременительных затрат, но поверьте опыту СТОИТ ТОГО.
В заключение хочется пожелать нашим читателям творческих успехов и бережного отношения ко всем своим работам. В том числе и тем, которые сегодня не воспринимаются Вами как удачные.
 

Владимир Панаев.

 

Наверх