Главная

Наши авторы

Наша галерея

Наши публикации

Фотошкола

Галереи Москвы

Музеи Москвы

Фототовары

Фотолаборатории

Фотоклубы

Контакты

Гостевая книга

Форум

  Поиск слов в тексте

 

Поиск фотографий

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дизайн и программирование www.kasatik.ru

© 2006 г.

 

 

Назад

Публикации членов фотоклуба


 

ПОДВОДНО-НАДВОДНЫЕ ЭКЗЕРСИСЫ
 

История создания необычной фотографии, победившей в конкурсе фестиваля подводных фотографов России.

Оригинальный сюжет большая удача для любого фотографа. Зачастую победу в конкурсе, разумеется, при прочих равных условиях, обеспечивает именно новизна идеи, её композиционное решение и удачное воплощение в реальную фотографию.

Подводный фотограф, в сравнении со своим надводным коллегой, в этом плане находится в гораздо более сложных условиях. Доступные ему сюжеты, особенно снимаемые в пресноводных водоёмах европейской части нашей страны не отличаются особым разнообразием. Причин, в том числе и объективных, более чем достаточно. Это и относительно низкая прозрачность воды и гораздо более скромное, по сравнению с южными морями, разнообразие подводных обитателей и многое, многое другое. Поэтому когда у моего товарища, известного подводного фотографа, Владислава Коньшина, родилась идея сфотографировать одновременно рыбака и рыбку, да так, что бы при этом каждый находился в родной для него стихии и соответственно вёл себя совершенно естественно, мы загорелись. Предстояло снять подводно-надводный кадр с окунем, обнюхивающим наживку - червячка на крючке, и одновременно сидящего на берегу рыболова, в руках которого находится удочка с этой самой наживкой. Один задумался, а не закусить ли поданным угощением, а другой именно на такое решение надеется и с нетерпением ждёт поклёвки.

К счастью, идея эта возникла буквально накануне очередного фестиваля подводных фотографов России и сопутствующего ему фотоконкурса. Так что идея, оказалась своевременной и, как потом выяснилось, весьма плодотворной. Оставалось лишь воплотить задумку в реальную фотографию: пригласить в качестве модели подходящего по «калибру» окуня, тщательно его проинструктировать, что бы далеко от наживки не отплывал и старался во время съёмок держаться вполоборота к камере. С рыболовом гораздо проще, на его роль был назначен автор этих строк, сразу проникшийся пониманием задачи, а роль наземного фотокорреспондента, которому предстояло запечатлеть на плёнку все наши действия, была поручена знакомому фотографу и по совместительству моей жене Вере Павловне. С наживкой и того проще, везём с собой, так как все мы не только фотографы, но и заядлые рыболовы. Итак, решено, едем на фестиваль, попытаемся снять уникальный кадр.

Традиционно фестиваль проводится в июне на берегах живописнейшего, озера Белого, в кристальных водах которого всё ещё много разнообразной живности и растительных объёктов для подводной съёмки, как впрочем, и трофейных экземпляров разных пород для подводных охотников. Озеро Белое и множество других похожих и непохожих на него озёр раскинулось среди великолепных, необозримых лесов в Пустошкинском районе Псковской области. Леса эти то хвойные, то лиственные, то смешанные, то густые тёмные и сумрачные, то просторные и светлые, как парки. В зависимости от сезона они удивительно богаты всевозможными ягодами (земляникой, черникой, голубикой, брусникой, малиной), грибами (особенно лисичками, белыми и подосиновиками), орехами. Полевые цветы, с массой разнообразных насекомых: пчёл шмелей, бабочек и стрекоз, замечательное, пьянящее своими запахами, разнотравье полян и великолепные пейзажи круглый год так и просятся на плёнку. О лучшем месте для отдыха, съёмки, обмена опытом и просто общения с коллегами, нечего и мечтать.

Собственно фестиваль и создан для того, что бы решить эти задачи, а место его проведения, выбранное редакцией журнала «Нептун 21 век» большая удача для всех нас. Одна печаль, не редкие дожди, полчища комаров, слепней оводов и другой кусачей братии порой несколько портят эту идиллию. Но ведь известно, что нет плюсов без минусов и разве способен этот минусок кого то остановить?!

Прежде чем отравляться на поиски фотомодели, ещё раз проверяем аппаратуру и снаряжение.

Наконец всё готово, в бокс установлен проверенный Nikon MF-3, оснащённый панорамным видоискателем, Калейнар заменён на широкоугольный Vivitar f 19/3,8, проверена работа подводных вспышек. Ближе к вечеру надуваем лодки и отправляемся на рыбалку. Потенциальных «артистов» немедленно отправляем в садок, а затем, по прибытии на берег, проводим кастинг, на котором отбираем десяток наименее повреждённых, самых подвижных и ярко окрашенных окуней. Переселяем их в просторный капроновый садок, который закрепляем на глубине для создания нашим моделям максимального комфорта во время предсъёмочного отдыха.

Жизнь сурова и потому все менее удачливые сородичи наших героев отправляются, к сожалению, не на сцену, а … мелкие и средние прямёхонько в уху, более крупные на жарёжку. Как установлено последними исследованиями, фотографы, в том числе рыболовящие, да и не только они, большие охотники отведать ушицы…

В лесу, на берегу озера, у костра, да ещё в компании единомышленников, что может быть приятней… Задушевные беседы, рыболовные и охотничьи байки идут нескончаемой чередой, а наши мысли неотступно возвращаются к предстоящей съёмке. Не только технология, но и сама идея съёмки для окружающих пока большой секрет, но автору ещё и ещё раз хочется мысленно проработать все возможные варианты и детали предстоящей фото сессии.

Проведенная после завтрака утренняя проверка показала, что один из артистов приказал долго жить, зато остальные в полном порядке и готовы к работе. Бедолага поступил в распоряжение раков, остальных пересадили в канн и со всеми предосторожностями перенесли к заранее выбранному месту съёмки.

Старая, но прочная деревянная, лодка, из которой мне предстояло забрасывать удочку, надёжно причалена к берегу. Дно возле неё плавно понижается и в месте предполагаемой съёмки на глубине около 80 сантиметров имеет пологий, практически горизонтальный участок с плотным песчаным грунтом. Это важно, ибо, чем плотнее грунт, тем меньше мути возникает при неизбежных перемещениях фотографа, а на песчаных участках она, кроме того, быстрее оседает.

Для большего удобства в работе Владислав одел от гидрокостюма лишь брюки-комбинезон и поверх него шерстяную, спортивную куртку. Грузовой пояс компенсировал избыточную плавучесть, что позволило твёрдо стоять на грунте и совершать необходимые манипуляции с аппаратурой, сохраняя при этом за счёт отсутствия перемещений по дну исходную прозрачность воды. Когда фотограф занял исходную позицию, я аккуратно дважды продел крючок через нижнюю губу окуня и забросил его как живца с так, что от него до иллюминатора бокса оставалось примерно 50 сантиметров.

Наводя аппарат на окуня, Владислав держал бокс так, что его иллюминатор лишь наполовину находился в воде, а рыболов в лодке был виден через его надводную половину. Вспышка, направленная на нашего «артиста» была целиком под водой.

К сожалению, окунь слабо усвоил инструктаж, и всё время норовил как можно дальше убраться от фотографа. Утащить поплавок в глубину ему было не под силу, так как мы, предвидя такие попытки, оснастили удочку живцовой снастью с крупными поплавком и грузилом.
После каждых трёх – пяти дублей, в зависимости от самочувствия артиста, его отпускали на свободу, а вакантное место занимал очередной. Тут мы в очередной раз убедились, что артист всегда и везде артист, только что казавшийся еле живым, он, освободившись от тяжёлой снасти, с необычайным проворством скрывался в родных глубинах, не забывая, однако в знак благодарности за вновь обретённую свободу помахать нам хвостиком.

Съёмка велась с выдержкой 1/30, и диафрагмой 16. Это позволило, судя по результатам замера, получить на пленке FUJIFILM SUPERIA ISO 200 правильную экспозицию надводной части сюжета. Экспозиция подводной его части подбиралась экспериментально и варьировалась за счёт изменения расстояния от окуня до излучателя вспышки. Чрезвычайная подвижность наших «артистов» и сложности с наводкой на резкость были второй, а по важности наиглавнейшей причиной, потребовавшей множества дублей. По сути, главной задачей фотографа было удержать в поле зрения камеры одновременно шустрого «артиста» и рыболова сидящего в причаленной к берегу лодке.

Задача «рыболова» была проще и состояла в быстрейшем возвращении сбежавшего «артиста» на съёмочную площадку, находящуюся в 50 см. от фотографа.
К счастью, большая глубина резкости задиафрагмированного широкоугольного объёктива, на которую и был весь расчёт, обеспечила приемлемую резкость обоих частей изображения.

Плёнка закончилось настолько быстро, что нескольким окунькам так и не удалось выступить перед камерой, что, как мы поняли, не сильно их расстроило.
Покинув свою передвижную гостиницу, они с достоинством и нескрываемой радостью последовали за своими «более удачливыми» сородичами. К нашему удовольствию, ни один из «артистов» не погиб на съёмочной площадке.

Рассматривая дома проявленную плёнку, мы убедились, что не напрасно сделали столько дублей. Вертлявость окуней, так и не усвоивших своей задачи, привела к порче многих кадров то по нерезкости, то из за пересвета. Лишь три кадра оказались приемлемыми одновременно и по плотности и по резкости, но и из них один пришлось отбраковать по композиционным причинам. Итак, мы получили два удачных кадра из 37 снятых, что было расценено всеми как большой успех.

Последним этапом работы, который поручили автору этих строк, было сканирование негативов и последующая обработка полученных изображений в фотошопе. Кроме стандартных операций по корректировке резкости, контраста и общей цветовой гаммы потребовалось несколько видоизменить само изображение. Во имя воплощения первоначального замысла Владислава Коньшина, я освободил окуня от крючка, торчавшего из его рта, и удалил тянущуюся к нему леску. Крючок перенёс ближе к грузилу, и, закрепив на леске, наживил на него червячка. В завершение чуть подкрасил «Окуневичу» глазки и сделал поярче плавнички. Подготовленное таким образом изображение было записано на CD. Владислав отпечатал с него конкурсную фотографию в формате 30х45 см, которая и принесла ему победу в конкурсе.

Все Наземные сюжеты сняты фотоаппаратом Nikon F70 с объективом Tamron 28-200 3,8-5,6 DL
Плёнка Konica ISO 200, режим съёмки приоритет диафрагмы, диафрагма 8.


Владимир Панаев.

ФОТОДЕЛО» № 5 за 2006 г. стр. 48-49.

Наверх